Стиль
Впечатления «Колдера можно назвать одним из первых "зеленых" художников».
Стиль
Впечатления «Колдера можно назвать одним из первых "зеленых" художников».
Впечатления

«Колдера можно назвать одним из первых "зеленых" художников».

Фото: Пресс-материалы
В Пушкинском музее открылась первая в России ретроспектива американца Александра Колдера. Внук скульптора рассказал «РБК Стиль», как с легкой руки Дюшана родилось название «мобили» и почему Пегги Гуггенхайм было тяжело носить серьги, сделанные его дедом.

 

Вас назвали в честь деда?

Нет, в честь прадеда. Он тоже был Александром. Это имя носили сразу десять моих предков, корни которых идут из Шотландии. А вот у моего деда было две дочери, так что линия Колдеров прервалась.

 

Со своей «Ареной цирка» Колдер устраивал представления для друзей. А вам он показывал что-то подобное?

Нет, но ведь это были представления не для детей. Колдер не преследовал цели развлекать публику. Если мы говорим, к примеру, о Марселе Дюшане, с которым мой дед близко дружил, то тот хотел рассмешить. Вспомните обычный писсуар, который он показал на выставке как произведение искусства. Это была своего рода шутка, хотя, на мой взгляд, несмешная. А цирк Колдера был по-настоящему высоким искусством. И именно он пробудил интерес публики к подвижному искусству.

 

До Колдера кинетического искусства не существовало. Как он придумал свои мобили?

Мой дед всегда пытался передать ощущение жизни предметов. В том числе через движущуюся скульптуру. Представьте вот эту статую (Ровер указывает на один из экспонатов Пушкинского музея. — Прим. ред.): если к ней приделать мотор, она начнет крутиться и оживет. Колдер пришел к своим абстрактным мобилям от проволочных фигур. Из проволоки он делал портреты людей. И в 20-е годы прошлого века это было настоящей неожиданностью для публики, которая привыкла к таким материалам, как бронза или глина. 

 

А откуда появилось название «мобили»?

Все от того же Марселя Дюшана. Однажды он пришел в студию деда и попросил разрешения потрогать одну из работ, на которой еще даже не просохла краска. Колдер согласился, но взамен предложил придумать для нее название. Так появился термин «мобиль».

 

Почему, уже прославившись своими подвижными мобилями, Колдер стал создавать монументальные статичные стабили?

Поблизости от его дома в Коннектикуте было поле, куда можно было втыкать или закапывать основания больших скульптур. Это и вдохновило деда на их создание.
Работы Колдерауже привозили в Россию. Вернее, в СССР — в 1959 году на 
Американскую национальную выставку в Сокольниках. 

 

 

Какое впечатление тогда произвели его произведения на советскую публику?

Ужасное. Сам Колдер в СССР не приезжал. Зато отправил две свои работы. советская критика их разгромила. Наверное, публика просто не поняла их. Тем более, тогда в работах искали политические аспекты, а их в скульптурах Колдера не было.

 

А почему, на ваш взгляд, они сегодня хорошо продаются на аукционах? В чем их секрет?

Они были популярны всегда, начиная с 20-х годов прошлого века. В них было новаторство. Например, Колдера можно назвать одним из первых «зеленых» художников. Он оставлял банки из-под кофе, пива и оливкового масла и делал из них свои скульптуры. Первую его работу Музей современного искусства приобрел уже в 1934 году за $60, но тогда и деньги были другие. А сейчас на аукционах они продаются за миллионы долларов.

 

Колдера знают в первую очередь по его мобилям и стабилям. Но ведь были и созданные им предметы интерьера и даже ювелирные украшения, так ведь?

Да. Его ювелирные украшения любила Пегги Гуггенхайм. У нее было три пары серег работы деда. Правда, иногда украшения, сделанные  Колдером? было не так просто носить. Они двигались, как и мобили. А еще могли быть, к примеру, из листового железа. Колдер брал недорогие материалы и не работал с драгоценными камнями. А еще он не любил, когда его работы использовались для фотосессий.

 

Работы Колдера пытаются подделывать?

Нечасто. Конечно, в художественных школах студенты создают произведения кинетического искусства, но это, конечно, не подделка. Во Франции у нас даже есть своя студия, куда мы отправляет будущих художников учиться.

 

Почему в Америке так и не появился музей Колдера?

В Филадельфии, где дед родился, предлагали идею создать его музей. Но инициатива исходила не от нас. Наша идея заключается не в том, чтобы создать музей. Мы предпочитаем организовывать выставки наподобие этой. И таким образом миллионы людей по всему миру могут видеть работы Колдера. Нам это кажется намного более продуктивным. Получается своего рода виртуальный музей, без привязки к определенному месту.