Стиль
Впечатления «Не вижу ничего страшного в том, что магниты с "Моной Лизой" висят на холодильниках»
Стиль
Впечатления «Не вижу ничего страшного в том, что магниты с "Моной Лизой" висят на холодильниках»
Впечатления

«Не вижу ничего страшного в том, что магниты с "Моной Лизой" висят на холодильниках»

Фото: Гриша Галантный
В издательстве «Азбука» вышла книга «Завтрак у Sotheby’s» искусствоведа Филипа Хука. Более 30 лет отработав на арт-рынке, Хук описал его закулисье. «РБК Lifestyle» он рассказал, почему импрессионисты защищены от подделок и что висит в его спальне.

 

 

 

 

 


Филип Хук

«Завтрак у Sotheby’s»
Издательство «Азбука» 

 

 

Сегодня много говорят о том, что предметы искусства превращаются в арт-продукты, на которых зарабатывают деньги. Что вы думаете об этом?

Я думаю, что связи между искусством и деньгами не стоит бояться. Они могут приносить друг другу пользу. Искусство становится все более и более популярным. Сравните, сколько людей ходило в музеи 30–40 лет назад и сколько ходит сейчас — в разы больше. Раньше искусство было более элитарным. А сейчас магниты с «Моной Лизой» висят на холодильниках, и я не вижу в этом ничего страшного. Современные технологии позволяют создавать изумительные репродукции, которые хорошо продаются и увеличивают обаяние и влияние самого искусства.

 

Кроме имени автора, какие еще факторы влияют на цену картин? 

Вас вряд ли удивит, если я скажу, что солнечные пейзажи продаются лучше, чем картины с плохой погодой. А портрет красивой девушки уйдет дороже, чем изображение уродливого старика. Причем полотна могут быть одного художника и одинакового качества.

Это я говорю про классическое искусство, потому что у современного другие критерии. Однажды мы продавали картину Матисса — портрет женщины в интерьере. Уголки ее губ были опущены вниз, а сама она выглядела печальной. И если бы можно было переписать всего лишь выражение ее лица, картина продалась бы дороже. Все потому, что люди хотят счастливые картины. Счастье может существенно повлиять на цену.

 

А что насчет цвета? Он тоже может повлиять на цену?

Я изучал красный цвет. Да и вы сами можете провести небольшое исследование. Посмотрите картины Мондриана. Он работал в жанре абстракционизма, писал разноцветные квадраты и прямоугольники. Так вот, если проанализировать, какие из его полотен продавались лучше, окажется, что те, на которых была хотя бы одна полоска красного цвета. Так что красный цвет повышает стоимость картин.

 

В какие произведения искусства сегодня стоит вкладывать деньги?

Я могу посоветовать покупать то, что действительно нравится. Это практически всегда лучшая причина. Часто бывает, что люди покупают что-то, чтобы просто вложить деньги, и в итоге остаются в минусе. Но, конечно, если скупать действительно лучшие работы, то почти всегда удастся получить хорошую прибыль. Я могу привести конкретный пример: одну из работ Модильяни («Обнаженная, сидящая на диване». — Прим. ред.) продавали три раза за последние 25 лет. Первый раз — в начале 90-х. Это было тяжелое время для всего рынка. И тогда полотно ушло всего за $4 млн. В следующий раз в 1999 году, когда ситуация изменилась в лучшую сторону, картину продали уже за $17 млн. А в 2010 году она поставила рекорд и заработала $69 млн.

 

В прошлом году мировые продажи предметов искусства побили рекорд и превысили €50 млрд. Чем это объяснить?

В последние шесть-семь лет экономическая ситуация в мире в целом плохая, но один аспект сильно «помог» рынку искусства — это процентная ставка. Когда процентная ставка низкая, люди не хотят нести свободные деньги в банки, они скорее вложат их в предметы искусства. Вот и результат.

 

Что сейчас в моде на арт-рынке?

Мы живем во времена популярности современного искусства. Именно вокруг него сейчас сосредоточены основные деньги и внимание. 30–40 лет назад фокус был на картинах мастеров старой школы. Но вкусы меняются, и сейчас современное искусство — центр всего арт-рынка. 

 

А что насчет подделок?

Подделка — это худшее, что может случиться. Поэтому мы стараемся быть бдительными. Я ни разу за свою карьеру не был вовлечен в истории с ними. Отчасти потому, что я специализируюсь в области, у которой довольно высокий иммунитет от подделок. Я говорю об импрессионизме. С самого начала это направление было хорошо задокументировано: сохранились отчеты арт-дилеров, фотографии полотен. И теперь мы точно знаем, какие полотна подлинные. Я думаю, что одна из дополнительных причин, по которой коллекционеры покупают импрессионистов, — это их безопасность.

 

Вы сами что-нибудь коллекционируете?

Да, я люблю покупать живопись, причем в моей коллекции она разных периодов и жанров. По купленным мной предметам можно проследить мою карьеру в сфере искусства. Много лет назад я начинал со старых мастеров. Следующая моя работа была связана с XIX веком. Тогда же я немного погрузился и в мир русской живописи. А уже после были импрессионисты и современное искусство. Я купил несколько предметов каждого периода. Но вещь, которой я особенно горжусь, — это рисунок Репина, который висит над кроватью в моей спальне.