Стиль
Впечатления «Мой трудовой договор будет действовать еще пару лет»
Стиль
Впечатления «Мой трудовой договор будет действовать еще пару лет»
Впечатления

«Мой трудовой договор будет действовать еще пару лет»

«Мой трудовой договор будет действовать еще пару лет»
Генеральный директор Porsche Russland — о бизнесе, 
людях и жизни в Москве

В России начались продажи спортивного кроссовера Porsche Macan. Ради такого случая мы встретились с генеральным директором компании Porsche Russland Томасом Штэрцелем и выяснили, почему русские любят большие воздухозаборники, как женщины выбирают мужчин и на каком Porsche лучше всего стоять в столичных пробках.

 

В университете вы изучали международную экономику, арабский и параллельно русский языки. Почему именно русский? Как он повлиял на вашу карьеру

Я вырос в ГДР, в Лейпциге. В школе, как почти все дети, я учил русский язык. Уже в университете я изучал мировую экономику, написал докторскую диссертацию на тему американской теории модернизации. И только мне вручили докторскую степень, как Германия воссоединилась, а я ушел в промышленность — начал карьеру в компании Junghans, это такой производитель часов. Там я изучал премудрости маркетинга и сбыта, занимался развитием этого бренда на экспортных рынках — может, слышали «Часы с идеями»? Это был слоган.

 

А как вы попали в Porsche?

По воле случая. В 1995 году со смелостью несведущего отправил резюме в компанию, где как раз искали человека для развития рынка на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Австралии. Представьте, тогда на этих рынках продавалось всего 250 автомобилей в год. Porsche была в сложной ситуации — компанию чуть было не выкупил Mercedes-Benz. Но мы сколотили новую команду, повысили производительность, укрепили ядро бренда, снизили зависимость от отдельных рынков. А уже в 2000 году я переехал в Латинскую Америку — открывать наше представительство в Майами…

 

Разве Майами не Северная Америка?

Да, но, как говорят в бизнесе, этот город — столица Латинской Америки, врата в нее. Развитая финансовая инфраструктура и расположение вблизи южноамериканских стран очень выгодны. Вообще там очень своеобразные рынки — они постоянно меняются! Сегодня самый сильный сбыт идет в Пуэрто-Рико, где мы продавали в год 100 автомобилей из 250, а завтра — уже другая страна. Мы раскручивали продажи на всем континенте — в Карибском бассейне, Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили…

 

Удалось?

Когда я покидал Майами в 2009-м, мы продавали уже 3000 автомобилей в год, выросли больше чем в десять раз.

 

И зачем вы из солнечного Майами переехали в пасмурную Москву?

Я хотел попробовать себя на новом рынке. Мне нравилась Испания. Но грянул кризис, и мне предложили Россию — нужно было найти выход из кризиса, реактивировать бренд, придать ему новые импульсы, развивать дилерскую сеть.

 

После латиноамериканцев туго приходилось?

Конечно, отношения с латиноамериканскими коллегами строятся иначе, чем с русскими. Здесь нам пришлось учиться смеяться вместе. Для начала, правда, мы достигли успехов, чтобы смеялось проще. Но в результате мы выстроили команду, где каждый осознает свой собственный профессионализм. В России нужны талантливые менеджеры и лояльные сотрудники — рынок небольшой, и он очень быстро меняется.

Что вам нравится в работе с русскими?

Мне нравится, что они очень открытые и честные. То, что, если увлечь их идеей, они бросят все силы на то, чтобы воплотить ее. Они очень сознательно относятся к труду, любят и могут работать с самоотдачей, они молодые, самоуверенные, стоят горой за свой продукт. И если процесс отлажен, я могу полностью на них положиться. Поверьте, далеко не везде так.

 

А что не нравится?

То, что люди в России часто готовы закрывать глаза на очевидные недостатки. Гибкость — это, конечно, хорошо, особенно при достижении целей. Но русские, как и мы, немцы, по своей ментальности не торговцы. Нам нужно больше торговать друг с другом. Чем мы в принципе и занимаемся.

 

Вы продавали Porsche в Австралии, Аргентине, Бразилии и на Ближнем Востоке. Где продавать приятнее всего?

Мне нравится работать в Южной Америке — это настоящая торговля, приходится постоянно быть рядом с твоим клиентом. На том рынке очень хорошо понимают бренд и эмоционально его интерпретируют. Но лучше всего продавать, пожалуй, на Ближнем Востоке — просто потому, что с этим регионом я работал дольше всего, и поэтому он мне ближе.

 

Что нужно клиенту в Бразилии и что совсем не нужно клиенту в России?

(Смеется.) Клиенты Porsche во всем мире очень требовательны. Но что у бразильцев выражено гораздо сильнее, это, безусловно, традиция гонок и автоспорта. Там мы делали многое для развития спортивного имиджа. Но у бразильского клиента запросы по безопасности намного выше, потому что он живет в довольно криминогенной среде — любая поездка из Porsche-центра до гоночной трассы может стать неприятным сюрпризом. В России такого совсем нет.

 

А чем отличается российский клиент?

Индивидуализацией. Русские хотят полностью отражаться в продукте. И поэтому российский рынок — один из самых индивидуализированных в мире. Мне это нравится, потому что за этим стоит активный выбор. Правда, иногда это желание заходит далековато — обтекатели пошире, воздухозаборники побольше… Еще в России тщательно выбирают цвет — как правило, яркий. И еще они связывают с маркой в первую очередь престиж и немецкую культуру и только потом спорт и искусство вождения. В общем, нам есть куда расти.

 

Кстати, о спорте. На западных рынках у Porsche — славная спортивная традиция. В России же существует славная традиция дорожных ям и ухабов, где можно разбиться на любом автомобиле, не то что на спортивном. Вы с этим что-то делать будете?

C чем именно, с дорогами? Ну, за последние годы дороги в Москве стали намного лучше. Кажется, город, да и сама страна сами с этим справятся. К тому же если мне придется объезжать на машине какое-то препятствие, то пусть уж это будет Porsche — с точным управлением и быстрым разгоном на всякий случай.

 

Вы когда‑нибудь ездили на 911-м по Москве?

Я каждый день езжу на 911-м по Москве.

 

И как?

Отлично. Я езжу на работу. К тому же люди стали ездить намного спокойнее.

 

Как выглядит ваша стратегия для российского рынка? Львиные доли продаж по-прежнему составляют внедорожники Cayenne. Вы 911‑й продавать собираетесь?

Объем российского рынка спортивных автомобилей — 800 штук в год. Из них — 350 Porsche. В прошлом году мы удвоили продажи в этом сегменте. Наша доля на нынешний день — больше 30% от всего объема, ни одному конкуренту за нами не угнаться. И все мероприятия, которые мы сейчас проводим, направлены на развитие спроса на спорткары. Например, мы будем использовать гоночную трассу Moscow Raceway, размышляем над школой спортивной езды, в этом году мы вернемся в гонки Ле-Мана… Как видите, процесс идет.

 

Почему люди в один прекрасный день решают пересесть на спортивный автомобиль?

Спортивный автомобиль всегда в тренде, особенно при развитой сервисной инфраструктуре. Это мечта, которую нужно развивать — через клубы, фестивали, парады. А еще когда вы сядете за руль 911-го и прокатитесь на нем, услышите звук мотора, почувствуете управляемость, это будет как прививка. Вы никогда об этом не забудете, вы захотите почувствовать это снова и снова, и именно в этом задача наших инженеров — создавать лучший 911-й из поколения в поколение уже на протяжении 50 лет.

 

Когда мужчина выбирает машину, он чувствует себя как в отделе шампуней в супермаркете — все современные автомобили выглядят одинаково. В конце концов, он выберет пузырек с надписью «для мужчин». Чем это «для мужчин» является в Porsche?

Во-первых, я бы все‑таки не согласился, что все современные машины выглядят одинаково, по крайней мере наши точно (смеется). Но Porsche, конечно, цепляет дизайном, ощущением, что ты полностью контролируешь мощный, но очень маневренный и при этом безопасный автомобиль. И самое любопытное, что эти ощущения нравятся не только мужчинам, но и все больше женщинам! В Кубке Porsche все чаще выходят на трассу женщины, и не просто наступают мужчинам на пятки, но и частенько побеждают. В России доля женщин среди наших клиентов очень высокая.

 

Насколько женщина определяет, быть у мужчины Porsche или не быть?

Ну, ее мнение всегда важно. В первую очередь женщина реагирует на уникальность, то есть дизайн. Ведь когда она выбирает гардероб или даже партнера, она делает ставку именно на это — уникальность и аутентичность.

 

Вы представили новый спортивный кроссовер Macan. Компания возлагает на него большие надежды — он должен составить одну треть от всех будущих продаж. Но Porsche ли это вообще?

В Macan много технических и дизайнерских решений от суперкара 918-го, взрывоопасная внешность. Но самое главное: когда вы в него сядете, замок зажигания будет слева, тахометр посередине, а ощущение от езды и управляемость плюс самое главное — звук мотора — будет как и в любом другом Porsche.

 

Что это название означает?

Обычно мы выбираем названия, которые передают динамику и изящность автомобилей. Macan означает «тигр» на индонезийском языке. В нашей стратегии продвижения обыгрывается тема «городских джунглей».

 

В России автомобили делятся по полам. Macan — это «мужской» или все-таки «женский» автомобиль?

Это «мужской» автомобиль, который очень понравится женщинам.

А в каком Porsche лучше всего стоять в московских пробках?

Опять-таки в 911-м.

 

Невзирая на то что он такой плоский? Вас же любой «КамАЗ» переедет и не заметит.

Да, потому что в нем я себя чувствую как дома.

 

А зимой?

Всегда — весь год напролет. Честно! У меня полный привод и турбонаддув, чтобы не расслабляться. Единственная проблема — клиренс. Не всегда могу проехать по заснеженным дорогам до спецтехники. Но в Москве хорошо убирают дороги.

 

Существуют более приятные места для жизни, чем Москва. Вы здесь надолго?

Вот уже более четырех лет я живу в Москве. И этот город мне нравится, говорю искренне. Поначалу это было не так — в первую очередь из‑за пробок, непогоды, отсутствия уютных кафе на тротуарах. Но Москва очень быстро развивается. Я не знаю другого города, который бы развивался так быстро. Плюс это очень открытый город. В любом другом городе, как только начинает смеркаться, меня тут же начинает тянуть назад, потому что здесь бурлит жизнь. У меня прекрасная работа. У меня суперинтересная задача — развивать бизнес-стратегию до 2018 года. И мой трудовой договор будет действовать еще пару лет. Поэтому я не думаю уезжать. А если Москвы-реки вдруг станет маловато и меня потянет на солидный водоем, я всегда могу слетать в отпуск в Германию. Или в Майами.


Беседовал
 Алексей Кнельц