Стиль
Вещи Системный сбой: 5 технологических скандалов века
Стиль
Вещи Системный сбой: 5 технологических скандалов века
Вещи

Системный сбой: 5 технологических скандалов века

Системный сбой: 5 технологических скандалов века
Ситуация со взрывами Samsung Galaxy Note 7 напомнила нам, как далеки еще современные технологии от совершенства. «РБК Стиль» вспоминает крупнейшие и относительно недавние скандалы, так или иначе связанные с IT.
Фото: samsung

Samsung: подрывной смартфон

Galaxy Note 7 — лучший смартфон Samsung — и вместе с тем ее главный провал. Стартовавший с отличных продаж и ошеломительно положительных обзоров профильной прессы «лучший большой телефон» стал настоящим бичом корейской компании. У фаблета обнаружились серьезные проблемы с батареей: она может попросту взорваться. При зарядке смартфон слишком сильно нагревается, конструкция аккумулятора становится мягкой и перегородка, разделяющая электроды, разрушается. Происходит короткое замыкание, возникает искра — она приводит к возгоранию и взрыву.

Взорвалось менее процента всех выпущенных устройств. В начале сентября сообщалось о 35 случаях возгорания смартфона, что, с одной стороны, не так уж и много. С другой — где гарантия, что вам повезло и вы не сожжете свою машину дотла, оставив там заряжаться свой телефон? Случай, кстати, реальный, одному американцу действительно настолько не повезло.

Фото: Fox

В связи с этим Samsung отозвала около 2,5 млн Note 7, обещая в ближайшее время выпустить безопасные версии устройства. Но «пожар» это не потушило: если вы «счастливый» обладатель нового фаблета Samsung, вас, например, могут не пустить на борт самолета.

Нашлось и немало хитрецов, почуявших запах легких денег: Samsung говорит о том, что в 26 случаях экспертам компании не удалось установить заводской брак поврежденного телефона. Правду ли говорят «пострадавшие» или кинули свой Note в костер в надежде засудить Samsung — неизвестно.


 

Фото: apple

iPhone 4: вне зоны доступа

А вот в 2010 году не повезло покупателям новенького iPhone 4. У смартфона был монолитный корпус, и разделитель антенн располагался в левом нижнем углу корпуса. После старта продаж выяснилось: если прикрыть эту часть телефона рукой, качество приема сотового сигнала драматически падает. Особенно не подфартило левшам: когда они брали телефон, ладонь сама собой закрывала важный участок. Масла в огонь подлил сам Джобс. Иногда он отвечал на письма простых покупателей, тысячами падавшие ему на электронный ящик. Один человек поинтересовался у Стива, когда Apple решит проблему с пропажей сотового сигнала, на что получил вот такой ответ: «Просто старайтесь держать его по-другому».

Скандал получил название «Antennagate». В связи со сложившейся ситуацией Apple провела пресс-конференцию, на которой Джобс объявил, что каждый покупатель может прийти в салон Apple и бесплатно получить специальный чехол, исправляющий проблему со связью. Осадок, впрочем, у многих все равно остался.

Связана с iPhone 4 и еще одна интересная история. Один из инженеров Apple забыл в баре прототип тогда еще не анонсированного смартфона. Нашедший его человек стандартными способами не смог вернуть устройство представителям компании, поэтому просто отдал его журналистам из Gizmodo. Те сделали огромный материал, в котором были описаны все новые функции iPhone 4 и собрали на нем 14 млн просмотров.

Если верить LinkedIn, потерявший прототип сотрудник Apple все еще работает в компании. Так что можно сказать, что он действительно чертовски талантливый инженер.


 

Фото: uber

Uber: все средства хороши

Uber — один из самых успешных стартапов последнего десятилетия. И один из самых скандальных.

Во-первых, компания собиралась угрожать журналистам, негативно отзывающимся о работе сервиса в своих СМИ. Uber планировала выделить $1 млн на спонсирование команды, которая выискивала бы на «неугодных» журналистов компромат, чтобы затем их шантажировать. Коварные планы, к счастью, быстро стали достоянием общественности, и старший вице-президент компании Эмиль Майкл публично принес свои извинения.

Во-вторых, не менее агрессивно Uber давила конкурентов. Согласно документам, попавшим в руки журналистов интернет-ресурсов TechCrunch и Valleywag, сотрудники компании саботировали работу другого такси-сервиса, Gett, в 2014 году только-только появившегося в США. Они вызывали машины Gett в самые отдаленные уголки Нью-Йорка, а затем просто отменяли поездку. В итоге, на линии не оставалось свободных машин, и клиенты были вынуждены вызывать другое такси. Например, Uber. Очень удобно.


 

Фото: ashley Madison

Ashley Madison: ты все не так поняла

Одновременно пугающий и показательный пример того, к каким печальным последствиям может привести утечка персональных данных в сеть в XXI веке.

Ashley Madison — это сайт знакомств, целевая аудитория которого — женатые мужчины и замужние женщины. Интернет-ресурс для тех, кто собрался изменить.

В июле 2015 года группа хакеров заявила о том, что им удалось получить доступ к базе данных всех клиентов сервиса, включая имена, почтовые адреса, номера кредиток и историю платежей. Взломщики выдвинули одно простое требование: Ashley Madison должен немедленно прекратить свое существование. В противном случае вся информация будет выложена в публичный доступ.

Спустя пять дней представители сервиса сообщили, что лазейка в безопасности была закрыта, а к делу о взломе подключены силовые структуры США. Но сайт продолжил свою работу. Хакеры не блефовали — все то, что так старательно скрывали посетители ресурса, вылилось наружу.

Любой человек мог вбить имя своей второй половины и посмотреть, есть ли он или она в базе. Последствия были ужасными: 24 августа полиция Торонто сообщила о двух случаях самоубийства, связанных со взломом Ashley Madison. Рушились семьи, разбивались браки, а вся эта история вызвала бурную полемику: этично ли поступили хакеры?

Как и на любой этический вопрос, однозначного ответа на него нет.


 

Фото: sony

Sony: нечаянное заражение

Бизнес Sony обширен: от производства камер и смартфонов до звукозаписи. Последняя отрасль бизнеса японской компании и попала в центр гигантского скандала.

В 2005 году, когда CD-проигрыватели для многих еще были основным устройством для прослушивания музыки, Sony решила помешать незаконному копированию своих дисков довольно своеобразным образом. Когда покупатель вставлял абсолютно лицензионный CD-диск в привод своего компьютера, на его компьютер тайно устанавливался руткит: вредоносная программа, в фоновом режиме отслеживающая работающие в системе процессы и готовая не дать человеку скопировать содержимое носителя. Все бы ничего, если бы не сразу несколько «но».

Во-первых, программа маскировалась: ее было сложно обнаружить и еще сложнее удалить. Во-вторых, она вмешивалась в работу Windows и могла завершить непонравившийся ей процесс, что приводило к сбоям и перезагрузкам.

Ну и в-третьих, она открывала в системе пользователя огромную «дыру», через которую любой более-менее подкованный программист мог пролезть в чужой компьютер и украсть любые интересующие его персональные данные. И таких дисков было 22 млн.

После того как существование руткита в CD было обнаружено, Sony заявила, что все это она сделала «неумышленно» и отозвала из магазинов около 10% зараженных CD.

В итоге компанию затаскали по судам, а этот случай стал идеальным аргументом для противников систем защиты лицензионных данных.​