Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Дизайн 12 тысяч стульев: Хельсинки как дизайн-музей
Дизайн
12 тысяч стульев: Хельсинки как дизайн-музей
© пресс-служба
Для финнов дизайн — абсолютно фанатичная национальная идея, скрепы и стулья, на которых они крепко сидят. Что было на Helsinki Design Week, пышном празднике для всего города, рассказывает «РБК Стиль».

Пять лет назад Хельсинки был назван столицей мирового дизайна. За это звание тогда боролись 46 городов. Решение жюри строилось на том, что свойственный финской столице подход к дизайну полностью отражает развитие мирового дизайнерского искусства, а главное, пересекается с взглядами обычных горожан. Это и есть ключ к пониманию того, как не нефть и даже не лес, а дизайн мог стать национальной идеей и одной из основных статей экспорта. Дизайн в Хельсинки не спрятан по музеям и галереям, скорее сам город — это один сплошной музей, а его экспонаты в том числе сами горожане, с удовольствием и гордостью носящие пеструю одежду Marimekko и считающие вопиюще дорогую масленку или молочник от молодого художника жизненно необходимой вещью и разумной инвестицией.

EcoDesign. Выставка Habitare

© Aino Huovio

Пышный праздник дизайна, фестиваль Helsinki Design Week, ежегодно проходящий с 2005-го, в этом году длился с 7 по 17 сентября, поскольку уместить 241 официальное мероприятие в одну неделю не смогли даже те, кто является прямыми наследниками автора знаменитого мультифункционального трехногого табурета Artek Stool 60, ставящегося один на другой (широкой публике известного по четырехногой реплике компании IKEA).

Фото: пресс-служба

Алвару Аалто, одному из наиболее влиятельных представителей модернизма и самому известному в мире финскому архитектору и дизайнеру, разумеется, была посвящена большая персональная выставка в «Атенеуме» и почти все разговоры про прошлое, настоящее и будущее дизайна. Сегодня «Искусство и современная форма» Аалто одновременно эффектно смотрится и в залах художественного музея, и в витринах магазинов, на каждом углу торгующих новыми предметами, а в секретных подвалах — антикварными шедеврами Artek. Но величие Аалто не только в формах, которые со временем, пожалуй, только приобретают актуальность, а в том, что Алвар неистово и самозабвенно хотел сделать мир лучше.

Алвар Аалто за работой дома в Хельсинки

© пресс-служба

Ради этой же высшей цели придуман проект Signals. Его экспериментальная экспозиция в рамках крупнейшей в Скандинавии выставки Habitare — это гораздо больше, чем смотр последних интерьерных трендов. Аналитик тенденций Сусанна Бьёрклунд и дизайнер Сиссе Колландер затеяли впечатляющую по форме, содержанию и реализации дискуссию на тему самых острых социальных вопросов. В четырех комнатах, а по сути в четырех разных мирах, зрителю предстоит подумать о таких вещах, как счастье, жизнь офлайн, возраст (вернее, его отсутствие) и шанс, а заодно ответить на вопрос «Через какие очки ты смотришь на мир?».

© Олеся Репкина

Мы все помешались на диджитализации, но в действительности сами изменились не так сильно, как технологии. И все, что нам по-прежнему нужно, — это любить и быть любимыми. Невероятно, но с помощью формы, цвета, света, фактур, зеркал, а также элегантной мебели для людей с ограниченной подвижностью говорить об этих вещах проще, чем с помощью слов.

Проект Signal age less. Выставка Habitare
© пресс-служба

Signals — это лишь один из десятков проектов, выставленных на Habitare, но, пожалуй, ярче других показавший, как много смысла стоит за предметами, делающими быт проще и красивее. Сотни же других компаний, представивших здесь свои изделия, остались в своей презентации на том уровне, когда стул — это просто стул. Что, впрочем, в случае с финским стулом — уже крайне заметное явление.

Проект Signals. Выставка Habitare

© пресс-служба

Такой всепоглощающий успех финского дизайна сами финны объясняют близостью его основ к природе. «В отличие от итальянского искусства с колоссальной культурной и изобразительной традицией, понять и полюбить скандинавский дизайн легко и человеку без специального образования, — говорит Мартта Лоуэкари, куратор проекта 33 Beginnings. — К тому же с самого начала финский дизайн мыслился как дизайн для всех».

16 ноября Мартта Лоуэкари привезла классику финского дизайна и молодых художников в Москву — их выставка дизайна и моды 33 Beginnings в Мультимедиа Арт Музее продлится до 13 декабря. Ее девиз — «Как 100 лет финского дизайна изменили жизнь». Просто, емко и со вкусом, как и сам финский дизайн.