Стиль
Вещи Дорогу молодым: за какими дизайнерами следить в 2017 году
Стиль
Вещи Дорогу молодым: за какими дизайнерами следить в 2017 году
Вещи

Дорогу молодым: за какими дизайнерами следить в 2017 году

Фото: пресс-служба выставки Salone del Mobile
Смотр восходящих звезд Salone Satellite — одна из самых интересных экспозиционных площадок миланской выставки Salone del Mobile — в этом году отмечает 20-летие. Кого из участников стоит запомнить, рассказывает «РБК Стиль».

Первые двадцать Satellite праздновали как на самой выставке, в павильоне комплекса Rho Fiera, так и в городе, в рамках Миланской недели дизайна, проходившей в те же дни. Выставочная часть состояла из стендов молодых дизайнеров, которых в этом году по случаю юбилея отбирали особенно тщательно, и специальной экспозиции, посвященной изделиям, спроектированным «выпускниками» Satellite, ставшими знаменитыми. Экспозиция в городе развернулась на территории дизайн-кластера Fabbrica del Vapore и была посвящена истории смотра с 1990-х годов до наших дней.

Марва Гриффин, основательница и бессменный руководитель Satellite все эти 20 лет, рассказывает, как все начиналось: «В 1997 году мне было столько же, сколько тем, кого я собиралась продвигать, но меня это совершенно не смущало. (возрастной ценз Satellite — 34 года, — прим.ред.) Я подумала: Salone del Mobile — крупнейшая мебельная выставка, но чего-то ей не хватает, ведь гиганты индустрии — далеко не все, что в ней есть. К тому же они заинтересованы в поиске молодых талантов, а те, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы их нашли. Конечно, можно написать напрямую Патриции Морозо (хозяйка трендсеттерского бренда Moroso, — прим.ред.), как это сделали когда-то Нипа Доши и Джонатан Левиев, молодые британцы, теперь уже из ранга звезд. Но таких историй единицы. А коллективный смотр, каким задумывался и продолжает существовать SaloneSatellite, каждый год дает десяток путевок в жизнь. «Рекрутеры» — арт-директора и байеры крупных марок — специально приходят искать, выбирать. Мы расширяемся: своя SaloneSatellite проходит в Москве, в рамках iSaloni Moscow. В прошлом году открылась iSaloni China, у нас есть планы и на нее. К тому же уже восьмой год подряд здесь, в Милане, мы выбираем лучших и вручаем премию SaloneSatellite Award. В этом году, кстати, в первый раз за историю конкурса ее получила русский дизайнер».

Велотренажер Fuoripista, студия Adriano Design из Турина
Велотренажер Fuoripista, студия Adriano Design из Турина

Молодые таланты должны выставить на Satellite готовую работу, прототип, не эскизы или 3D-модель. Многие так и остаются на стадии оригинальной задумки, другие же находят своего производителя, начинается серийное производство, и через несколько лет мы видим эти предметы уже в основных коллекциях маститых марок. Так было, например, со столиком Taco по дизайну студии Lanzavecchia + Wai, показанным на Satellite в 2012 году, а три года спустя включенным Джулио Каппеллини в основную коллекцию Cappellini. Или со светильником Jeeves Light Джейка Фиппса из студии Hidden Art в виде котелка, с которым не расставался идеальный дворецкий. Не прошло и года после Satellite, как он стал одной из самых продаваемых моделей марки дизайнерского света Innermost. В 1998-м с Satellite началась карьера Матали Крассе, в 2001-м — Ксавье Люста, в 2007-м — Ники Зупанк, в 2010-м — Даниеля Рубаккена. Все это — уже громкие имена, следующее за Филиппом Старком и Патрицией Уркиолой поколение звезд. Эти, кстати, на Satellite тоже ходят. Говорят, ищут талантливых интернов, генерирующих идеи, таких Ивов Сен-Лоранов при Диоре.

Ковры Satellite Memorabilia, дизайнер Родольфо Агрелла, выпускаются Tai Ping Carpets
Ковры Satellite Memorabilia, дизайнер Родольфо Агрелла, выпускаются Tai Ping Carpets

Выставочная часть «юбилея» включает в себя работы 2017 года, любезно предоставленные звездами вроде Оки Сато, больше известного как Nendo, одного из самых востребованных дизайнеров современности, и Кристины Челестино, законодательницы мод в дизайне света. У Nendo это медитативная вешалка с крючками в виде веток дерева, у Кристины — настольная лампа Alice в виде перстня, сделанная из каррарского мрамора для бренда Budri, специализирующегося на экспериментах с натуральным камнем.

Журнальный столик Totem, дизайнер Карэн Чекерджян, выпускаются MMairo
Журнальный столик Totem, дизайнер Карэн Чекерджян, выпускаются MMairo

Экспозиция в городе, названная 20 anni di nuova creatività («20 лет новшеств»), была сформирована куратором Беппе Финесси, экспертом в области истории дизайна, чей взлет когда-то начался как раз с Satellite. Она наглядно продемонстрировала, что считалось дизайном будущего на протяжении последних двух десятилетий. В 1990-е это были акустические колонки в форме яйца (модель U-Vola дизайнера Алессандро Копетти) и кресла из закатанных в смолу жвачек (Time documents sedie от дизайн-бюро Bär + Knell). В начале 2000-х — эпатажное стекло вроде вазы в виде сердца со вскрытой аортой (Cuore di Bottiglie Антонио Коса) и тканей из деревянных секций (Wooden Textiles Элизы Строзик).

Подвесные скульптуры «Медузы», дизайнер Бенедетта Мори-Убалдини
Подвесные скульптуры «Медузы», дизайнер Бенедетта Мори-Убалдини

В наши дни дизайнеры экспериментируют скорее с эмоцией. Как Бенедетта Мори-Убалдини, которая вяжет из проволоки романтичные облака и гигантских медуз (идею оценила главная миланская галеристка Россана Орланди, включившая «Медуз» в основную экспозицию Rossana Orlandi Gallery). Или студия Zanellato/Bortotto, чьи ковры ну точь-в-точь причалы венецианских каналов (запущены в производство в прошлом году Фабрицио Кантони и его ультрамодной маркой cc-tapis).

 

 

Кто получил SaloneSatellite Award 2017

По версии премии SaloneSatellite Award 2017 — будущее за работами бюро Pistacchi Design с Тайваня (1-е место), Эдмонда Вонга из Китая (2-е место) и Тани Репиной из России (3-е место). Pistacchi придумали кресло Comma из гнутого полимера, предназначенное для общественных пространств. Эдмонд Вонг — скамейку-тренажер X Bench, оснащенную поворотной секцией, а Таня Репина — мебель «Ëo» из прессованного сена и хвои, также получившую премию на московском SaloneSatellite в прошлом октябре. Специального приза жюри, в которое входит, например, Паола Антонелли, куратор раздела дизайна в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), удостоилась работа дизайнера Эрдема Селека, придумавшего удлинитель из переработанных отходов. Жюри оценило не только использование инновационного материала, но и то, что техническое, по сути, изделие получилось таким красивым — похожим на дизайнерское колье.