Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Дизайн Как Заха Хадид перестроила Колизей
Дизайн
Как Заха Хадид перестроила Колизей

Кольца B.zero1 Design Legend, Bulgari

© Архивы пресс-служб
После премьеры B.zero1 Design Legend — новой коллекции Bulgari, созданной совместно с Zaha Hadid Architecture + Design и ставшей одним из последних проектов, над которым Заха Хадид работала лично — «РБК Стиль» о ней рассказала директор ZHA Маха Кутай.

Представили новые украшения директор Zaha Hadid Architects Маха Кутай и директор по маркетингу Bulgari Борис Барбони в галерее Захи Хадид в Лондоне. В это пространство, открытое пять лет назад для постоянного экспонирования работ и проектов Хадид и ее бюро и временных выставок, посвященных архитектуре и дизайну, новые B.zero1 вписались идеально, ведь они выполнены в безупречно узнаваемом стиле Захи, но при этом сумели сохранить и все коды Bulgari, что не так уж просто, учитывая две совершенно разные дизайн-вселенные, в которых творят итальянские ювелиры и творила базировавшаяся в Лондоне с конца 1970-х годов архитектор. Bulgari — это абсолютная симметрия, а Хадид — асимметрия; Bulgari — это яркие цвета Средиземноморья, Хадид — монохром или, особенно если вспомнить работы, созданные под влиянием русского авангарда, — супрематические цвета.

Заха Хадид — знаменитый архитектор и дизайнер, первая женщина-архитектор, награжденная Притцкеровской премией

© Архивы пресс-служб

Супрематизм Малевича вообще стал для Хадид основой для исследования пространства, ее архитектура всегда была не про здание само по себе, а про исследование пространства и вписывание этого здания в пространство. С украшениями она работала в схожей манере. Она «вписывала» их в тело, стремясь к органичности и эргономичности космического вида драгоценных конструкций. B.zero1 не был первым опытом Хадид в работе с украшениями. Еще в 2014 году началось ее партнерство с ливанской маркой Aziz & Walid Mouzannar; не один раз она создавала украшения и для Swarovski, а на прошлогодней выставке Baselworld в швейцарском Базеле (всего за несколько дней до смерти архитектора) были представлены ее украшения для Georg Jensen.

Инсталляция Serpenti в Милане

© Архивы пресс-служб

Хотя опыт с украшениями был и не первым, он выделяется из остальных. Ведь тут Хадид пришлось работать (и стоит заметить, большую часть проекта она сделала лично, все эскизы украшений были отрисованы ее рукой) не просто с украшениями, а с «иконой» Bulgari. Приуроченное к наступлению миллениума и впервые представленное в 1999 году B.zero1 было вдохновлено римской архитектурой, а именно Колизеем, и стало очень футуристической для того времени переработкой его архитектуры. Теперь же Хадид переработала архитектуру B.zero1 — перестроила Колизей. Она деконструировала центральную часть кольца, впервые сделав ее асимметричной и скелетонированной. В этом B.zero1 Design Legend напоминает многие ее архитектурные проекты, особенно такие как Galaxy Soho в Пекине, — в обоих важно внутреннее пространство, важны связи и пересечения.

Зал The Zaha Hadid Design Gallery в Лондоне

Фото: Архивы пресс-служб

Сотрудничество Хадид с Bulgari началось еще в 2011 году, когда она представила инсталляцию в павильоне Bulgari на Abu Dhabi Art Fair — ее интерпретацию знакового для Bulgari символа Serpenti, позднее эту инсталляцию можно было видеть в Милане в 2015 году. Тогда, в 2015-м, и родилась идея продолжить сотрудничество в новой форме — создать совместную коллекцию украшений. И сразу для этого эксперимента было выбрано именно B.zero1. Хадид предложила четыре варианта дизайна, один из которых был принят как идеальный и уже не подвергался изменениям.

Как умудрились «пожениться» столь разные дизайн-вселенные? Как считают Кутай и Барбони, дело в двух понятиях — инновация и эксперимент. Сколь разной ни была бы эстетика Bulgari и Zaha Hadid Architecture + Design, именно инновация и эксперимент являются движущей силой в развитии брендов. К своим инновациям Bulgari причисляет как эстетические (революционное для 1960-х годов сочетание драгоценных камней с поделочными и выбор ярчайших цветовых комбинаций), так и технические (такие как гибкий браслет «тубогаз», патент на который был приобретен фирмой в 1950-х годах у братьев Карло и Винченцо Илларио (ныне марка Carlo Luca della Quercia).

Сейчас B.zero1 Design Legend существует в виде колец разной ширины, подвески и широких браслетов-каффов в белом или розовом золоте, но, судя по всему, этот эксперимент и в Bulgari, и в Zaha Hadid Architecture + Design сочли удачным, а значит, коллекция будет продолжена. О полной отдаче, работать с которой Заха Хадид научила всю свою команду, и ее новых проектах «РБК Стиль» рассказала директор Zaha Hadid Architects Маха Кутай.

Маха Кутай — директор Zaha Hadid Architects

© Архивы пресс-служб

 Был ли этот проект сложнее других ваших сотрудничеств с ювелирными марками?

 Я бы не сказала, что он оказался сложнее, он просто был другим. Дизайн B.Zero1, созданный нашим бюро, очень близок концепции наших архитектурных проектов — линии, повторяемость элементов, плавность, ощущение движения... можно найти немало общего. Мы уважаем сложившиеся традиции и успешные идеи, работаем с ними, но всегда создаем что-то новое. Разумеется, работая над проектом, мы изучили предыдущие версии B.Zero1, главной задачей было интерпретировать их, но ни в коем случае не копировать.

 Какую часть проекта Заха делала лично?

Работа началась летом 2015-го, а к Рождеству того года уже были утверждены все дизайны, Заха тогда еще была с нами.

— Как вам работалось с Захой?

Заха участвовала в любом нашем проекте с самого начала. Она была трудоголиком и считала, что только так можно обрести уверенность в результате, развиваться и преодолевать барьеры. Ее наследие — в ДНК студии, которую она создала. Заха научила нас работать с полной отдачей, быть любопытными, вовлеченными и увлеченными.

Над какими проектами сейчас работает студия?

ZHA (Zaha Hadid Architects) недавно завершила проект Maritime Terminal в Салерно, построила новое здание St Antony’s College в ближневосточном центре Оксфордского университета и Математическую галерею в лондонском Музее науки.

Только что мы вернулись с миланского Salone del Mobile, где представили несколько интерьерных проектов (мебель, светильники и аксессуары для дома). Сейчас мы над многим работаем одновременно, в том числе — над терминалом аэропорта в Пекине, резиденциями в США и Австралии.