Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Авто Подготовка к взлету: что происходит с бизнес-авиацией
Авто
Подготовка к взлету: что происходит с бизнес-авиацией
Legacy 500
© embraer.com
Деловая авиация — высшая лига авиаперевозок. Летать без расписания, туда и когда вам надо или просто захочется — вот настоящая свобода. Итоги главной российской выставки JetExpo 2017 — в обзоре «РБК Стиль».
Самолеты для самых ценных пассажиров объединяют все лучшее: от технологий и отделочных материалов до сервиса на земле и на борту. Главным событием в российской деловой авиации уже 12 лет становится выставка JetExpo, которая проходит рядом с Внуково-3 – терминалом бизнес-авиации. В этом году экспозиция оказалась скромнее, чем прежде, но без премьер и интересных новинок все же не обошлось.

В России перевозки деловой авиацией снижались с 2014 года. Судя по итогам первых месяцев 2017 года этот спад, похоже, наконец-то остановился. И можно ожидать подъема. Чем же участники рынка планируют встретить столь желанное оживление рынка?

 

 

Три мотора – это круто

Главной премьерой JetExpo можно назвать Falcon 8X — новый флагман французской компании Dassault Aviation. Эта модель только что получила российский сертификат и первые самолеты этого типа были поставлены российским клиентам в мае. У Falcon 8X — самый длинный салон среди бизнес-джетов Dassault Aviation — 13 м и наибольшая дальность — до 11 945 км.

При этом он стал первым ультрадальним бизнес-джетом, сертифицированным для использования в аэропорту Лондон-Сити. Его взлетно-посадочная полоса насчитывает 1200 м в длину, но, главное, он расположен в черте города, что накладывает особые требования по заходам на посадку и ограничения по шуму. Тут Falcon помогает наличие трех двигателей, которые обеспечивают большую гибкость при управлении самолетом (так как несколько двигателей при той же тяге производят меньше шума). Сейчас трехмоторные самолеты производит только Dassault Aviation.

«Клиент получает больше гибкости в использовании самолета, он уже не так зависит от ограничений по длине полосы или по шуму, которые действуют в Лондон-Сити или, например, Лугано», — поясняет в эксклюзивном интервью «РБК Стиль» Вадим Фельдзер, руководитель пресс-службы Dassault Aviation. И, конечно, с тремя двигателями самолет не ограничен нормативами ETOPS для двухмоторных воздушных судов, которые требуют, чтобы маршрут двухмоторных самолетов проходил на определенных дистанциях от подходящих для них аэродромов. Поэтому с тремя двигателями можно спрямить маршруты над океанами.

Вадим Фельдзер, глава отдела коммуникаций Falcon
© пресс-служба Falcon
Г-н Фельдзер напоминает, что в России хорошо знакомы с преимуществами трехмоторной схемы: «У вас выпускался и до сих пор эксплуатируется Яковлев-40». Но как же с экономичностью? Разве три двигателя потребляют не больше, чем два? Оказывается, прямые расходы на эксплуатацию конкурентов-одноклассников трехмоторных Falcon могут быть до 50 процентов выше. Так что важно не количество двигателей, а оптимальное сочетание всех параметров.

 

 

Как истребитель

Если бразильская Embraer и канадская Bombardier кроме бизнес-джетов производят еще и пассажирские лайнеры, то для компании Dassault Aviation основной продукцией когда-то были военные самолеты, и сейчас она продолжает выпуск истребителей Rafale, а также принимает участие в космических программах. Опыт Марселя Дассо и его конструкторов в создании военной авиации помогает проектировать эффективные бизнес-джеты. «Мы применяем в бизнес-джетах те же технологии, что и в истребителях. Самолеты и маневренны, и стабильны при полете, это важно для комфорта», — рассказывает Вадим Фельдзер.

Второй экспонат, показанный Dassault Aviation — модернизированный Falcon 900LX с дальностью полета до 8000 км. Это также российская премьера — впервые этот самолет был представлен в ноябре прошлого года на североамериканской выставке деловой авиации NBAA. Прежде всего, Falcon 900LX отличается модернизированным салоном. Для этого самолета доступна система FalconEye – проекционный дисплей с элементами дополненной реальности. На прозрачный экран перед пилотом выводится картинка, включающая синтезированное изображение аэродрома из памяти, дополненное изображением с инфракрасной камеры, тем самым обеспечивая улучшенную видимость в сложных условиях.

FalconEye предлагается и для Falcon 8X, и его заказывают практически все покупатели новой модели. Для Falcon 900LX предлагается спутниковая связь Ка-диапазона — в длительных перелетах пассажиры получают возможность для коммуникаций и доступ в интернет. Длина салона Falcon 900LX чуть более 10 м, в нем можно разместить до 14 пассажиров или организовать шесть спальных мест. Дальность до 8800 км, и этого достаточно, чтобы долететь из Москвы до Петропавловска-Камчатского — конечно, не с полной нагрузкой, а с шестью пассажирами.

 

 

 

Покупать или пользоваться?

В России сейчас около 60 Falcon — включая самолеты, зарегистрированные за рубежом, но эксплуатируемые в интересах российских владельцев. «На долю России приходится около 10 процентов поставок, и этот рынок для нас важен, — говорит г-н Фельдзер. — Здесь, во Внуково, есть база для обслуживания самолетов, склад запчастей и работают подготовленные специалисты».

В среднем в мире примерно 70 процентов Falcon принадлежит компаниям, 20 процентов частным лицам и около десяти — государственным органам. В России соотношение аналогичное. Два Falcon 7X работали даже в составе СЛО «Россия», который обслуживает первых лиц государства.

Но покупка самолетов интересна не всем — в последние годы набирает популярность долевое владение воздушными судами. Ведь даже легкий бизнес-джет стоит несколько миллионов долларов, а его эксплуатация обходится в сотни тысяч долларов в год. При этом интенсивные полеты нужны далеко не всем. Поэтому несколько человек, объединив средства, приобретают самолет и делят время пользования им соответственно своему вкладу. В другой форме пользователь за определенную сумму получает право на некоторое количество летных часов в год. Это позволяет оптимизировать использование самолета — ведь он приносит пользу только когда летает.

Falcon 7X
Фото: dassaultfalcon.com

 

 

Будущее

У Falcon есть и еще одна новинка, которая пока не появилась в России, но уже получила несколько заказов из нашей страны. Falcon 5X — флагман двухмоторных Falcon, самолет нового поколения с увеличенным сечением фюзеляжа. Его салон шире и выше, чем даже у нынешнего флагмана Falcon 8X. «Это самолет нового поколения, но он не вытеснит 8X, — поясняет Вадим Фельдзер. — Да, салон у него шире, но короче, а главное, у него меньше дальность. Почти 10 тыс. км — это много, но у 8X больше, почти 12 тыс. км. К сожалению, у поставщика двигателей Snecma возникли проблемы — ведь моторы Silvercrest тоже новые. Поэтому 5X взлетел только в этом году, а первые поставки состоятся в 2020 году».

Falcon 5X
© dassaultfalcon.com

 

 

Средний класс и другие

Embraer Legacy 450 — тоже впервые представлен в России. Это модификация уже известного Legacy 500, отличающаяся уменьшенным размером — он короче на 1,2 м и может перевозить до девяти пассажиров вместо 12. На JetExpo представлена версия Legacy 450 увеличенной дальности, он может летать на расстояния до 5371 км с четырьмя пассажирами. Приятная особенность Legacy 500, которую получил и 450 — ровный пол при высоте салона 1,8 м. Обычно для максимально эффективного использования объема в бизнес-джетах среднего класса и менее проход в середине опускают, так что кресла устанавливаются на ступеньках вдоль бортов. Это неудобно и ограничивает возможности по смене компоновки интерьера.

Embraer представил и более легкую модель — Phenom 300. Шестиместный самолет летает на дистанции до 3600 км. Bombardier показала дальнобойную версию своего семейства Global — число 6000 в ее обозначении совпадает с дальностью в милях, в километрах это чуть более 11 тыс. Экспозиция Gulfstream включала три модели — популярный G280 и два тяжелых, классический G550 и самый дальний — G650ER, способный преодолевать до 7500 миль (13 890 км).

Швейцарский Pilatus PC-12NG был единственным винтовым самолетом в открытой экспозиции. А в павильоне был представлен четырехместный Cessna TTX.

 

 

Две эпохи

Российская часть экспозиции включала представителей двух разных поколений. Современные достижения представлял SSJ-100, который использует МЧС. В передней части здесь размещены два салона для VIP, а за ними — обычный эконом-класс.

А с историей административных самолетов, как их называли в СССР, можно было познакомиться в Ту-134 авиакомпании «Космос». Выпущенный в 1984 году, он находился в пользовании различных ведомств, в том числе ФСБ, но за это время не налетал и 4000 часов, около 10 процентов расчетного ресурса. Это видно даже по его состоянию — краска не потеряла глянца.

Ту-134
Фото: пресс-служба «Космос»

Внутри прекрасно сохранился салон для сопровождающих лиц, в том числе встроенный трап с электроприводом у задней двери. Салон главного пассажира модернизирован, в нем появилась кожаная отделка диванов и кресел и система развлечений. «Космос» занимается перевозками высокопоставленных представителей РКК «Энергия» и «Роскосмоса», и перевозкой космонавтов и других специалистов на Байконур. Но готов предоставить самолеты и для других рейсов. Прекрасная возможность ощутить роскошь по-советски.

 

Последний раз

Выставка JetExpo прошла в XII раз — и он станет для нее последним. В начале сентября следующего года это мероприятие пройдет уже под названием RUBACE — Russian Business Aviation Convention & Exhibition. В соответствии с названием, выставка будет дополнена конференцией. Именно в таком формате проходят самые значимые события отрасли в других регионах: европейская EBACE в Женеве, азиатская ABACE, американская NBAA-BACE