Авто Гонщица Наталья Фрейдина о гендерных переменах в автоспорте
Авто
Гонщица Наталья Фрейдина о гендерных переменах в автоспорте
© пресс-служба
Наталья Фрейдина из тех, кого в России можно пересчитать по пальцам одной руки, и единственная, кто представляет страну на кольцевых гонках класса GT. «РБК Стиль» спортсменка рассказала о «работе» мамой и супругой, авариях и важных для женщин переменах.

Когда у вас возник интерес к автомобилям и кто вам его привил?

Осознанная любовь к автомобилям у меня появилась тогда, когда я уже научилась ими управлять. Впервые за руль я села в возрасте 14 лет. А вот тягу к технике мне привили еще задолго до этого, в детстве. За это надо благодарить отца и дедушку — оба были инженерами.

Как случилось, что вы всерьез занялись гонками, когда уже родили двух дочерей и были в браке?

Желание было всегда, но поначалу родители не поддерживали мои стремления. Это было странное хобби для девочки, а рассматривать его как профессию вообще не было возможности. Брак и рождение детей помогли мне поверить в себя и перестать оглядываться на других. Иногда так бывает: я оказалась в нужное время в нужном месте. Мы с мужем переехали жить в Швейцарию, и в Европе меня ждали отличные трассы, современные машины и друзья, готовые поддержать материально. Серьезные партнеры и спонсоры появились уже позже.

Как ваш муж отнесся к вашему выбору? Не пытался препятствовать?

Когда муж понял, что это не просто увлечение, было уже поздно. Конечно, было непросто. Мне приходилось часто и надолго уезжать. Изменился ритм жизни всей семьи. Сейчас все хорошо, муж с дочками мной гордятся, они меня очень поддерживают. Надеюсь, мой опыт послужит для моих детей достойным примером — нужно идти своим путем и ни на кого не оборачиваться.

В России, а не в Швейцарии можно было бы вообще начать профессионально ездить?

В России негде начинать. Вы знаете хоть одного мальчишку или девчонку «из народа», достигших успехов в автоспорте? Таких нет. Развитие — это доступность и интерес. Раньше существовала государственная программа ДОСААФ — дети занимались бесплатно. А сейчас только обеспеченные семьи могут позволить, чтобы их дети занимались автоспортом.

Как расписан ваш сезон? Сколько времени занимают тренировки и сами гоночные сессии?

Сейчас я выступаю в кольцевых гонках класса GT (Gran Turismo). Сезон начинается, как правило, в марте и заканчивается в октябре. Всего 5-8 гонок. Я летаю на гоночные уик-энды, которые длятся три дня — с пятницы по воскресенье. Это свободная практика, квалификация и непосредственно гонка. Отдохнуть можно в межсезонье. Хотя я люблю активный образ жизни. Когда нет гонок, их заменяют лыжи, дайвинг, экстремальные путешествия по России.

Наталья Фрейдина
© из личных архивов героя

Испытывали ли вы на треке сильное чувство страха? И случались ли у вас аварии?

Страх есть всегда. Не боятся только глупцы. Главное правильно суметь использовать и направить страх. Не паниковать, не терять контроль над ситуацией. Аварии, конечно, были. Нельзя почувствовать грань, не переступив ее. В одной из аварий я чуть не потеряла левую руку. Потом мне понадобился год на восстановление двигательных способностей.

Насколько автоспорт сложен для женщины физически — перегрузки, высокая температура в гоночном костюме и прочее?

Женщина более вынослива от природы. В Малайзии у меня были моменты, когда температура в машине достигала 53 градусов по Цельсию. В первые минуты едешь только на рефлексах, ощущение реальности пропадает. Потом организм привыкает к температуре. Было очень тяжело. Желающим снизить вес на заметку: за гоночный уик-энд я теряю до 6 кг.

А как строится ваш обычный день, когда вы не тренируетесь? Какие обычные дела мамы и жены входят в ваше расписание?

Мама и жена — это работа посерьезнее, чем гонки. Я встаю очень рано — в 6:30 утра. В 7:15 провожаю детей в школу. Потом обычные домашние хлопоты: погулять с собаками, покормить трех котов. Затем сама завтракаю и отправляюсь на тренировку в зал. Обед провожу с мужем — это те редкие минуты, когда мы можем пообщаться вдвоем. После обеда покупаю продукты и занимаюсь ужином. Я люблю готовить. Вечером, когда вся семья в сборе, мы ужинаем в гостиной с полной сервировкой стола. У нас две дочки, и для меня важно прививать им хорошие манеры. Детям все нужно показывать на личном примере. За столом всем запрещено пользоваться телефонами и другими гаджетами. Это время для общения детей и родителей.

© пресс-служба

Как много сегодня в мире и в России профессиональных гонщиц? И почему, на ваш взгляд, гонки считаются мужским видом спорта?

 В мире около тысячи профессиональных гонщиц. Девушки выступают во всех классах: картинг, ралли, кольцевые гонки, ралли-рейды. Везде, кроме «Формулы-1». В России девушек-гонщиц мало, я знаю только пятерых. На мой взгляд, в нашей стране автоспорт еще только начинает развиваться. У нас нет автомобильной культуры. Во всем мире технические виды спорта уже давно привлекают все большее количество женщин. Для участия в гонках уже не требуется такой физической силы и выносливости, как раньше. С техническим прогрессом управлять машиной становится все легче и безопаснее.

 Получается, в мире автогонок женщин сегодня уже достаточно. Но как их воспринимают мужчины?

Женщины и машины — это очень яркое сочетание. Конечно, большинство мужчин-соперников относятся к этому пренебрежительно. Но в гонках свои правила — результат показывает, кто есть кто. В ближайшее время женщин в автоспорте будет все больше. Многие организаторы уже задумываются о создании только женских чемпионатов. Ведь это, в том числе, отличная платформа для маркетинга.

 Наталья, а какой манеры вождения вы придерживаетесь в повседневной жизни и часто ли вам приходят штрафы?

Я вожу очень безопасно, но достаточно агрессивно. Все мои машины — «провокаторы» скорости. Но город — не место для гонок. И я понимаю, что не у каждого водителя время реакции сравнимо с моим. Хотя стратегию можно использовать не только на гоночной трассе, но и на дорогах общего пользования. Из правил дорожного движения могу пренебречь только выездом на автобусную полосу — терпения не хватает.