Стиль
Впечатления Есть ли жизнь в Лапландии, когда там нет ни снега, ни русских туристов
Стиль
Впечатления Есть ли жизнь в Лапландии, когда там нет ни снега, ни русских туристов
Впечатления

Есть ли жизнь в Лапландии, когда там нет ни снега, ни русских туристов

Фото: visitfinland.com; kitkanviisas.fi
Нестабильность рубля лишила Финляндию четверти российских туристов. Корреспондент «РБК Стиль» съездил в опустевшую Лапландию, чтобы понять, как финны переживают одиночество и что вообще можно делать летом на родине Санта-Клауса.

Суло, который дружит с медведями


Суло Каралаинен сидит на квадроцикле и улыбается собственным мыслям. Он никуда не едет, просто смотрит вглубь леса, словно ушел в длительную медитацию. Он похож на старого американского фермера в этом джинсовом комбинезоне и клетчатой рубашке. Но Суло до мозга костей финн, а точнее — лапландец. О нем часто пишут в туристических путеводителях как об одной из важных здешних достопримечательностей.

У Суло есть отличная фотография, на которой он в том же комбинезоне и рубашке сидит с закрытыми глазами, а рядом с ним большой медведь — он «целует» старика в губы. И это, пожалуй, самый короткий и полный рассказ о жизни Суло. Его часто называют человеком-медведем: большую часть жизни он посвятил уходу за огромными бурыми хищниками. 

 

— Я забочусь о них с рождения, выкармливаю молоком из бутылочки, — Суло говорит о медведях как о собственных детях. 

Его дети, кстати, тоже тут, работают с отцом. Вместе они содержат небольшой зверинец, медвежий угол где-то на отшибе Лапландии. Здесь, в просторных вольерах живут медведи, олени, лисы.

Главная звезда этого места, конечно, самый большой финский медведь Юзо, трехметровый гигант весом полтонны. Но Суло его не боится — медведи вьются вокруг ног старика как голодные коты, которым вот-вот положат в миску еды. 


Но у каждого укротителя дикой природы в карьере наступает момент, когда его пытаются съесть. Так было и с Суло: один медведь попытался содрать его лицо, но не вышло. После этой схватки Суло оправился и продолжил заниматься дикими зверями. Правда, теперь он уже чуть меньше похож на себя. Но все так же счастлив.

Похоже, человек, рожденный в лесу и выросший среди зверей, видит мир и перспективу умереть от стальных лап огромного хищника несколько иначе, чем мы, философски.

 

Город, который не похож на Беломорск


Куусамо — небольшая городская община на границе с Россией. С другой стороны Карелия. Это очень странное ощущение: пейзажи совершенно привычны (особенно для тех, кто жил на Севере): ели и березы, все сурово, прекрасно. Похоже на окрестности, например, Беломорска, до которого от Куусамо рукой подать.

Но на этом сходства заканчиваются, потому что начинается разговор об инфраструктуре и благоустроенности. Вся территория курортной части Куусамо почти полностью покрыта вайфаем, здесь не пропадает сотовая связь, даже самые захудалые проселочные дороги по качеству покрытия ушли далеко вперед трасс Тверской области. 

 

 

Маленькие одноэтажные дома с солнечными батареями на крышах, элементарная канализация и горячая вода везде, какая-то совершенно необузданная педантичность — все это так деликатно вшито в природное тело Финляндии, что ни на секунду не пропадает ощущение, что ты в диких краях, вдали от цивилизации. Хотя на самом деле в Куусамо живет 17 тысяч человек.

Здесь можно сходить в баню по-черному, выпить водки, обнять березку и окунуться в прорубь, но это будет не совсем так, как принято в России — версия light. Это будет гиперэстетично, деликатно, удобно. Север Финляндии — как идеальный сон о прогрессивной малоэтажной России, какой она, скорее всего, никогда не будет.

Сюда приезжало много русских, состоятельных и не очень, — рассказывают владельцы небольших семейных отелей. Но в последний год их почти нет, остались только европейцы. Финны с пониманием качают головами, когда рассказываешь им про кризис и евро за 72 рубля, и потом все равно тяжело вздыхают: «Но тут же до России всего три километра».

 

Юха, который кормил Ельцина


Громко шумит река, на берегу стоит дом, перед домом — костер. На большой плоской сковороде Юха жарит ряпушку. У него грубые рабочие руки, толстые ногти, щетина на лице и мешковатая одежда. Юха Ниеминен отличный рыбак, охотник и, как следствие, повар. Он может долго рассказывать о местной природе, кажется, что он всю жизнь провел среди финских лесов. Но это впечатление не совсем верно — он большой знаток изнанки российской политической элиты. 

Юха со смехом рассказывает о своих приключениях: ему часто приходилось общаться с политиками из ближнего круга российского президента. И не одного. И с самим президентом. Одним. Он вспоминает, как готовил дичь Борису Ельцину, ездил охотиться и рыбачить с главными банкирами и олигархами страны с фамилиями на «берг». 

 

 

Сложно представить Юху, грубого, но добродушного финна рядом с лоснящимися пиджаками российской элиты, но у него нет никакого благоговения или комплексов по этому поводу — он обо всем говорит спокойно и с легкой улыбкой, он далек от мира российской политики, хоть и знает о нем больше, чем многие россияне. Ему ближе мир ряпушки, и это на севере Финляндии практически религия.

 

Йармо, который похож на Ходорковского


Можно очень много шутить про «50 оттенков ряпушки» и прочее, но серьезно — в Лапландии невозможно не попробовать этой рыбы. Это неизбежно. 

Коктейль «Мудрая ряпушка», 40 грамм водки, 1 соленая ряпушка: обмакнуть край стакана в лимонном соке и соли, налить водку и положить сверху ряпушку. Выпить.

 

А еще жареная ряпушка с картошкой, икра ряпушки со сметаной, тартар из копченой ряпушки, праздничный рыбный пирог (из ряпушки), ряпушка, еще больше ряпушки. Но на этом финская гастрономическая традиция не заканчивается.

…Перед грубым деревянным столом стоит крепкий мужчина, коротко стриженый и в очках. Его зовут Йармо Питканен, и у него в руке большой нож. Когда он улыбается, то сильно похож на Михаила Ходорковского. Он — шеф-повар ресторана «Тундра», и это апофеоз финского севера. Грубость в сочетании с утонченностью, минимализм и пастельность, трижды суровость и дважды невинная финская улыбка.

Йармо с маниакальной точностью препарирует щуку парой резких движений. Он готовит очень красиво, без промедлений и сомнений, это похоже на сцены из сериала о Ганнибале Лекторе Брайана Фуллера. Только на кухне Йармо не готовят из человечины. Шеф-повар успевает все практически в одиночку: начиная от выращивания трав и сбора ягод и заканчивая оформлением пирожных в виде лебедей. Посуду Йармо тоже делает сам — на его холодную сюрреалистическую керамику можно просто приходить и смотреть.

 

 

Автобус, который сауна


В Куусамо много, очень много необычных развлечений. Чего стоит один саунобус. Это большой автобус, в котором есть отсек с настоящей баней. В принципе можно заказать его прямо к выезду из аэропорта Куусамо и отправиться в затяжной сауна-тур, едва сойдя с самолета. Бани по-черному, целебные бани, сауна-йога, они раскиданы по разным уголкам региона, и от локации к локации можно передвигаться в саунобусе.

Финны очень гордятся своими традициями, связанными с сауной, и всячески поддерживают стереотип о самих себе как о фанатиках, которые не вылезают из парилки. И саунобус, сауна-тур и йога — эта та грань финского безумия, за которую нужно шагнуть, чтобы понять, что это за место.

 

 

Саунобус ползет по идеально ровной дороге, вокруг полная тишина, можно проехать много километров и встретить одну, от силы две такие же флегматично ползущие экологически чистые легковушки.

Финны никуда не торопятся, дороги здесь все время перебегают олени и другая живность. А если по трассе все-таки несется какая-то машина представительского класса, то это, скорее всего, русские — наши чиновники давно облюбовали Финляндию, и появляются здесь даже при курсе евро в 72 рубля.

В любви к Лапландии они не одиноки. Местные «большие башмаки» — так называют высокопоставленных персон в Финляндии — тоже часто заглядывают сюда, а некоторые даже остаются насовсем и открывают какой-нибудь свой мини-отель с сауной на берегу небольшого озера. 

 

 

Сплав рафтинга и медитации


В Лапландии есть все безусловные атрибуты северного отдыха — горнолыжный курорт Рука и огромный гостиничный комплекс (зимой тут очень много людей), катания на собачьих упряжках, подледная рыбалка, общение с Санта-Клаусом, его супругой и оленями.

Но летом Лапландия — это нечто совершенно другое: Санта улетает в Майами, подъемники встают, лохматые хаски отдыхают в теньке.

Но жизнь не замирает. Начинается рафтинг, неторопливые прогулки по огромным национальным паркам, гонки на каноэ и бесконечная скандинавская медитация.

 

 

Как добраться

Наиболее легкий путь: самолет Москва—Хельсинки, а из Хельсинки 40 минут лета до Куусамо.


 

Где остановиться

Гостиницы курорты Рука и собственно города Куусамо вмещает до 40 тыс. человек. Соответственно, здесь есть все возможные ценовые категории от хостелов до элитных отелей. Есть отличный вариант — арендовать уютное шале: через огромные окна можно наблюдать, как вокруг бегают зайцы, олени и прочая живность.


 

Визы

Обычный шенген, ничего сложного.


 

Когда лучше ехать

Это самый сложный вопрос. Зимой тут очень много людей, лыжи, сноуборды, шум и суматоха. Если хочется видеть поменьше людей и слышать звуки природы, а не гул толп туристов, если рафтинг вам милее слалома, а трекинг и рыбалку вы предпочитаете поездкам на снегоходах, то стоит ехать летом или осенью.