Стиль
Впечатления Старикам тут место: Москва стала городом пожилых туристов
Стиль
Впечатления Старикам тут место: Москва стала городом пожилых туристов
Впечатления

Старикам тут место: Москва стала городом пожилых туристов

Фото: depositphotos.com; итар-тасс
В Москве многое поменялось и появилось за последние годы: и Парк Горького реконструировали, и десятки фестивалей стали проводить, и город опутали сетью велопроката. Все по-молодежному, вот только юные туристы в Москву ехать не спешат.

«Севиль, иди скорее сюда. Нужно погладить нос собаки пограничника, и будет тебе удача», —  кричит своей спутнице пожилой француз. Вечером буднего дня, в самый час пик, группа туристов из Франции спускается на экскурсию в московское метро. Протиснуться к знаменитым бронзовым скульптурам «Площади Революции» старикам непросто. Их то и дело толкают пассажиры, спешащие с работы домой. Но пенсионеры не сдаются, тем более что впереди у них еще мозаичные панно «Маяковской» и яркие витражи «Новослободской». А на следующий день кульминация поездки — осмотр Кремля и прогулка по брусчатке Красной площади. Вот и весь классический маршрут. Но пожилым туристам этого более чем достаточно.

«В Россию в большинстве своем едут старики», — рассказывает «РБК Lifestyle» Сергей Лаврентьев, генеральный представитель компании City Sightseeing Worldwide в России. «Вы посмотрите, кого возит «Интурист»? Людям по 80–90 лет, они уже все посмотрели в мире, осталось на карте одно неотмеченное пятно: одна шестая суши».

Чтобы убедиться в правдивости этого утверждения, достаточно выйти на Красную площадь. Причин несколько. Едва ли не самая главная — в Москву почти не едут самостоятельные туристы, которых с каждым годом становится все больше и больше.

 

 

 


За визой — через круги ада

Россия — страна для тех, кто отправляется в поездки по путевке. В агентствах, куда идут преимущественно обеспеченные путешественники средних лет, им помогают оформить российские визы, получить которые иностранцам не так-то просто.

«Путеводитель по России уже в самом начале сообщал, что первое впечатление от соприкосновения со страной — дорогостоящая и разочаровывающая процедура получения визы», — делится наболевшим на одном из иностранных туристических форумов американский путешественник под ником Madftog. Свой рассказ он озаглавил «Американский кошмар с российской визой» и пока в Россию решил не возвращаться: «Американец сегодня может путешествовать без визы в любую страну Центральной Америки или Европы. А вот российская виза на двоих мне обошлась в $418».

Видимо, не скоро повторит свою поездку в Россию и американка Шеннон МакКеон. Зато уже на стадии получения визы путешественница научилась решать проблемы по-русски.

«Я остановилась на стандартной туристической визе. Для этого нужно официальное приглашение. Как его получить? Это просто: вы покупаете его. Я быстро поняла этот "русский путь" решения проблем: если вам что-то нужно — платите».

 

 

 

У молодежи из Европы и США, привыкшей к миру без границ и выбору из десятков безвизовых направлений, нет ни терпения, ни желания оформлять документы для въезда в Россию.

«Вы хоть наркотики здесь легализуйте, все равно не поедут. Проще ведь в Амстердам слетать, — уверен Сергей Лаврентьев. ­— До Москвы и Санкт-Петербурга доезжает самая интеллигентная публика, которая Чехова любит, Достоевского. А молодежь попроще едет в те города, куда можно за 100 без визы слетать, а деньги потратить на клубы и шопинг. В Париж не едут за воздухом Бальзака, туда летят погулять по бульварам, в Диснейленд сходить».

Сам за себя говорит и последний рейтинг туристической конкурентоспособности стран, который раз в два года составляют аналитики Всемирного экономического форума. В нем Россия занимает 63-ю строчку между Саудовской Аравией и Южной Африкой. И в эти страны получить визу тоже не так-то просто.

Еще одна головная боль путешественников — дорогие билеты до России. В Москву и Санкт-Петербург летает не так много авиакомпаний, и среди них почти нет лоукостеров. Иностранцы не видят смысла платить за билет из Парижа до Москвы как минимум 300, если за 100 можно долететь до Стокгольма или Берлина.

 

 


Вуди Аллен для Москвы

«В Россию до сих пор едут по тем самым маршрутам, которые в советское время пропагандировало государство в лице Госкоминтуриста», — рассказывает "РБК Lifestyle" Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России. — И это те, кто узнал о Москве и Санкт-Петербурге еще в то время. Потому что сейчас наше государство фактически нигде Россию не продвигает. Молодежи просто неоткуда узнать о том, что и где посмотреть. Вот я недавно был в Лувре. Там огромное количество молодых людей, так что не скажешь, что они бездуховны. Но помимо музея днем молодежи еще нужна тусовка вечером».

А вот в этом вопросе Москве с европейскими столицами тягаться сложно.

«Настоящей Меккой клубной жизни можно назвать Лондон: здесь многонациональная культура, и клубная — довольно древняя. А в России клубному бизнесу всего 20 лет, — рассказывает "РБК Lifestyle" основатель клуба "Рай" Андреас Лобжанидзе. —  В Москве есть действительно модные клубы, но это заведения, куда пускают по знакомству, по личной связи. И иностранцу в них попасть сложнее».

Тем не менее и в Москве можно поймать атмосферу отдыха, но про это за рубежом мало кто знает. «Не нашлось еще того Вуди Аллена, который бы снял "Полночь в Москве" или "Полночь в Питере"», — сокрушается Владимир Канторович.

В отсутствие Вуди Аллена столичные власти решили обойтись своими силами. Пару лет назад Департамент туризма Москвы задался целью красиво презентовать город. За красоту в одном из роликов 2011 года для телеканала BBC World News отвечала балерина Светлана Захарова. Прима Большого театра гуляла в леопардовом платье по центру города и сидела на террасе дорогого ресторана на Красной площади. Как у Аллена, конечно, не получилось, но потратиться пришлось: на рекламную компанию Москвы за рубежом в 2011 году израсходовали 35 млн руб.

А в 2013 году придумали еще один способ прорекламировать Москву туристическую — баннеры на даблдеккерах. Плакаты с видами российской столицы появились на двухэтажных туристических автобусах в Лондоне, Риме, Берлине, Париже и Дублине. Правда, эффект от такой рекламы тоже сомнительный.

«Меня тут спрашивали, как я отношусь к тому, что в июле рекламу Москвы разместили на туристических автобусах в Лондоне, — говорит Владимир Канторович. —  На мой взгляд, это глупость, потому что это совсем не ко времени. Те, кто планировал отпуск, уже приняли решение. А к следующему сезону они про эту рекламу уже забудут. Реклама должна появляться в тот момент, когда люди принимают решение о путешествии, то есть в ноябре — январе».

Молодые туристы мало ориентируются на рекламные растяжки и ролики по BBC, выбирая, куда поехать. Зато обращают внимание на то, что говорят в СМИ и соцсетях.

«Я собираюсь на Рождество в Россию, потому что там живет моя девушка, — рассказывает американец Тони Хокинс, живущий в Праге. — А вот многие мои ровесники вычеркивают Россию из списка стран для посещения, потому что поддаются пропаганде в медиа, где вашу страну представляют холодным и жестоким местом, где ущемляют права геев и тому подобное».

 

 

Владимир Канторович
первый вице-президент
Ассоциации туроператоров
России

 

 


Всем китайцам по серьгам

Сейчас представители властей много говорят о надеждах не на европейских, а на азиатских туристов. Но нужно понимать, что и здесь есть своя специфика: те же гостиницы должны подстраиваться под туристов из «новых» регионов.

«Для китайцев, к примеру, есть особая классификация China friendly, — объясняет Леонид Мармер, генеральный директор "Интурист — Thomas Cook". —  Объекты, которые хотят принимать туристов из Поднебесной, должны перестроиться: в гостиницах китайцам нужен национальный телеканал, а питаться они предпочитают в своих ресторанах, плюс меню должно быть на их языке».

Молодых туристов из любой страны теоретически можно было бы привлечь развитием сети хостелов, чтобы — если уж виза и перелет дорогие — хотя бы на жилье сэкономить.

Бюджетного жилья для туристов Москве катастрофически не хватало, но в последние пару лет вопрос начал решаться. Сегодня в городе около трех сотен хостелов. Это больше, чем в Берлине или в Рио-де-Жанейро, где летом проходили матчи чемпионата мира по футболу.

Помимо хостелов глава столичного комитета по туризму Сергей Шпилько знает, чем еще привлечь молодых туристов. «Парк Горького, пешеходные зоны, ночная жизнь, фестиваль света, да хоть книжные магазины, где можно кофе попить. Многие говорят о том, что у Москвы очень красивая вечерняя подсветка. Поэтому неслучайно туристическое обслуживание сейчас уходит в ночь. Это все как раз для молодежи, потому что люди преклонного возраста вряд ли куда-то пойдут поздним вечером».

Правда, чаще ночную подсветку разглядывают сами москвичи. А молодые иностранные туристы ей полюбоваться пока не спешат.