Стиль
Вещи Дорогая механика
Вещи

Дорогая механика

Фото: phillips.com; сhristies.com; antiquorum.com; sothebys.com
Как часы продаются дороже, чем современное искусство и картины старых мастеров

Рассматривать аукционные каталоги специализированных часовых торгов крайне интересно. И не только потому, что время от времени появляются рекордные результаты, много значащие для понимания того, какое место занимает та или иная фирма в табели о рангах часовых марок. Иной раз на аукционе вдруг да появятся часы какой-нибудь знаменитости: казалось бы, ничего такого, знаменитости тоже люди, и им, как и простым смертным, дозволено покупать часы. Но смотришь, и стальные часы возьмут да и переиграют золотые и платиновые, а часы с расписными эмалевыми корпусами либо циферблатами возьмут и напомнят, что часовое дело не так уж и далеко от искусства…



1.
Patek Philippe,
Ref. 130 Chronograph

 


Майских инаугурационных торгов аукционного дома Phillips, который организовал часовой департамент лишь в конце прошлого года, ожидали с нетерпением. Еще бы, торги проводятся в сотрудничестве с фирмой Bacs & Russo Ореля Бакса, прежде возглавлявшего часовой департамент Christie's. Считается, что благодаря именно ему Christie's вышел в лидеры рынка аукционных часов. Ожидания оправдались — г-н Бакс собрал представительную коллекцию раритетов, он в этом силен, и продажи на первых двухдневных торгах (9 и 10 мая) превысили 29,6 млн франков при предварительной оценке от 11,8–20,7 млн (для сравнения — часовой аукцион Christie's 17 июня собрал 7,77 млн франков, Sotheby's 11 июня — 11,65 млн франков, Antiquorum 11 мая — 6,55 млн франков). Несомненный лидер торгов — выпущенный в 1937 году 35-миллиметровый стальной хронограф Patek Philippe Ref. 130. Это было заранее понятно уже по оценке, предложенной специалистами Phillips, — от 1 до 2 млн франков. Тем не менее, даже при таком высоком стартовом уровне торги длились 21 минуту, участие в них принимали коллекционеры со всего мира, и результат поражает — 4,645 млн франков. Это самая большая сумма, когда-либо предлагавшаяся за стальные часы, и очередной рекорд, установленный часами Patek Philippe, которые тем самым только укрепляют свои лидирующие позиции на аукционном рынке.

 



2.
Rolex,
Oyster Cosmograph Albino

 

 


От этих часов также ждали рекорда, и не зря: известно о существовании всего четырех экземпляров хронографа Cosmograph Albino («Альбинос») с серебристым циферблатом, а этого вполне достаточно для экстраординарного результата часов Rolex на аукционе Phillips 10 мая: 1,325 млн франков при оценке 500 000 —1 млн. Более того, некогда этот экземпляр принадлежал Эрику Клэптону, рок-музыканту, а также коллекционеру Ferrari. Теперь у этого «ролекса» есть также титул самых дорогих часов этой марки, когда-либо продававшихся на аукционе.

Этот экземпляр «Альбиноса» был изготовлен в 1971 году, Клэптон приобрел его в 1990-х, затем продал через Christie's (5 июня 2003 года, «Коллекция Эрика Клэптона»). Через несколько лет уже на Sotheby's он был продан за $505 000, это была наивысшая сумма, выплаченная за модель Rolex Cosmograph.
 

 



3.
Rolex,
Oyster Ref. 6062

 


Миллионные цены на особо выдающиеся «патеки» уже не удивляют, но вот «ролексы» нечасто попадают в ценовую категорию свыше миллиона. На майских торгах Phillips таких «ролексов» было два. Вместе с «Альбиносом» в клуб миллионеров вошла модель Oyster Ref. 6062 с тройным календарем и указателем фазы Луны, выпущенная в 1953 году. Пусть на немного, но она перевалила за миллион: 1,001 млн франков при оценке 250 000 — 450 000. Эти часы — один из двух известных экземпляров Ref. 6062 из розового золота с арабскими цифрами меток часов на циферблате, этот факт, естественно, составляет львиную долю стоимости часов.



4.
Rolex,
Oyster Perpetual Submariner Ref. 6538

 


Ролексовскую тему продолжают эти часы 1957 года выпуска, проданные 17 июня на аукционе Christie’s за $269 000 (оценка $60 000 — 100 000). Oyster Perpetual Submariner Ref. 6538 — это их официальное и с трудом запоминаемое название, а вот неофициальное запомнить куда более просто: «часы Джеймса Бонда». Сейчас Бонд носит «омегу», однако, бывало, он появлялся на экранах и в «брайтлинге», и в «сейке», и в «пульсаре». Первыми же его часами был «ролекс»: в фильме «Доктор Ноу» Шон Коннери снимался с часами Submariner Ref. 6538 на руке. Ref. 6538 — водостойкая до 200 м модель, выполненная в стиле «милитари», производилась с 1955 года. Данный же экземпляр обладает одной особенностью, которая отличает его от куда более распространенных собратьев, которые далеко не побивают четвертьмиллионный рубеж: надпись в нижней части циферблата содержит четыре строки, тогда как у ординарных моделей имеется всего две — «200 m = 660 ft» и «Submariner». Малозначимая, казалось бы, деталь, однако именно она в глазах коллекционера приобретает особую ценность.
 



5.
Vacheron Constantin,
Chronographe Mono-poussoir

 


Часам, некогда принадлежавшим августейшим особам, на аукционах уготовано пристальное внимание. На июньском аукционе Christie’s за $137 000 (оценка $40 000 —60 000) был продан однокнопочный наручный хронограф Vacheron Constantin, некогда принадлежавший Александру I, королю сербов, хорватов и словенцев. Будущий монарх провел юность в Женеве, где пристрастился к хорошим часам, в особенности марки Vacheron Constantin. Хронограф, изготовленный в 1927 году, — один из лучших представителей жанра, он украсил бы любую коллекцию и без монаршего провенанса.
 


6.
Patek Philippe,
Ref. 865/63 ‘Pierre-August Renoir’

 

 

Это самый дорогой лот июньского аукциона Christie’s — часы проданы за $353 000 при оценке $120 000 —180 000. Патековские часы с эмалевыми миниатюрами всегда недешевы, даже если речь идет о простеньких серийных выпусках последних лет, но эти — случай особый. Во-первых, в качестве прообраза послужила картина «Две сестры» («На террасе»), одна из наиболее известных работ Огюста Ренуара, во-вторых, автор росписи — Сюзанна Рор, известный мастер эмали, которая работала на «Патек» три с половиной десятилетия. Ее манера росписи отличалась тщательностью исполнения и точностью в деталях.

 


7.
Jaeger-LeCoultre,
Reverso Ref. 201

 


Эти стальные часы «Реверсо» с переворачиваемым корпусом уникальной конструкции, изготовленные во второй половине 1930-х, значительно превысили на майских торгах «Антикворума» изначальную оценку 10 000 — 20 000 франков. Итоговая стоимость часов составила 87 500 франков, очевидно, интерес публики был подогрет тем фактом, что их владельцем был Дуглас Макартур, знаменитый американский военачальник, его монограмма «D Mac A» выгравирована на обороте корпуса.

 


8.
Leroy & Cie,
№58515 Ultra Complication

 


Антикварные сверхсложные часы — лакомый объект коллекционирования. Во-первых, они всегда стоили дорого, а потому производились единичными экземплярами. Во-вторых, часовщики с особой тщательностью относились к отделке таких экземпляров, стремясь показать все лучшее, на что способны. В-третьих, владельцы таких часов, как правило, стремятся сохранить их в наилучшем виде. Ну а если на часах стоит известная марка либо факт производства знаменитым часовщиком доказан, то привлекательность часов возрастает многократно. Часы №58515 — прекрасный образец именно таких часов. «Леруа» — одно из лучших имен в истории французского часового дела. Механизм этих часов с функциями указателя времени второго часового пояса, минутного репетира, вечного календаря, указателя фазы Луны, термометра, градуированного в градусах по Реомюру, и, наконец, сплит-хронографа с замирающей центральной и долевой секундными стрелками был изготовлен Луи Одемаром, знаменитым швейцарским часовщиком из долины Валле-де-Жу. Потому неудивительно, что на «Антикворуме» за эти часы заплатили 351 750 франков (оценка 150 000 — 250 000).

 



9.
Ilbery,
Chinese Watch A Grand View of the Seashore

 


Часы, производившиеся в XIX веке в Европе (преимущественно в Англии и Швейцарии) для китайского рынка и потому называемые «китайскими», как правило, украшались эмалевыми миниатюрами. Разброс образцов этого жанра по уровню исполнения велик, это же относится и к качеству эмалевой работы, потому немал и ценовой диапазон — от нескольких тысяч до сотен тысяч франков. Часы британской фирмы Вильяма Илбери считаются среди «китайских» одними из лучших, что подтверждается результатами, показываемыми немногими попадающими на аукционы экземплярами. Так, на «Антикворуме» карманные часы Ilbery №5889 примерно 1820 года с эмалевой миниатюрой, на которой изображен морской вид с парусниками и пастухами на переднем плане? были проданы в мае за 231 750 франков (оценка 60 000 — 80 000).
 



10.
Patek Philippe,
Heure Universelle America

 


Карманные часы с указателем мирового времени системы женевского часовщика Луи Коттье, которые производились с 1937 года по 1960-е фирмой Patek Philippe, неизменно вызывают активный интерес у серьезных коллекционеров. Почина проста — за почти 30 лет их было произведено не более сотни, да и магия известной на весь мир марки срабатывает. Особенно ценятся те экземпляры, центральная часть циферблата которых украшена миниатюрой, выполненной в технике перегородчатой эмали, как вот эти часы 1951 года выпуска с корпусом из розового золота и изображением Северной Америки на циферблате. Помимо всего этого у экземпляра, выставленного на июньский аукцион Sotheby’s, было еще одно весомое преимущество — практически такие же часы хранятся в музее Patek Philippe в Женеве. Эти часы лишь немного не дотянули до миллиона — их стоимость составила $982 000 при оценке $200 000 — 400 000.
 



11.
Cartier

 


Ювелирные часы на аукционах зачастую если и обращают на себя внимание, то прежде всего каратами. Часы Cartier примерно 1925 года выпуска, проданные за $137 500 (оценка $15 000 —25 000) на июньском аукционе Sotheby’s, — счастливое исключение, здесь важнее то, как они сделаны, а не то, насколько много пошло на их изготовление драгоценных материалов. Этот экземпляр, изготовленный из платины с использованием бриллиантов, черной эмали, коралла и желтого золота? — превосходный образец стиля ар-деко в том его варианте, где четко ощущается влияние Востока.
 

 

 

12.
Jaquet Droz,
Singing Bird Scent Flask

 

 

Центральным лотом проводившегося в Нью-Йорке июньского аукциона Sotheby’s, несомненно, были выполненные в виде флакона для благовоний настольные часы Jaquet Droz с миниатюрной поющей птичкой. Пьер Жаке-Дро, основатель фирмы Jaquet Droz, считается одним из лучших специалистов в изготовлении механических автоматов, и данный экземпляр, изготовленный им совместно с Жаном-Фредериком Лешо, просто превосходен. Птичка высотой всего в 12 мм изготовлена из слоновой кости, она, как положено по правилам жанра, движется в такт мелодии, проигрываемой миниатюрным пневматическим органом с шестью трубками, открывает и закрывает клюв, поворачивается, опускает и поднимает хвост. Итоговая стоимость лота — $2,53 млн — значительно превысила оценку ($800 000 — 1,2 млн) и установила новый рекорд стоимости часов Jaquet Droz на аукционах.