В совместном проекте РБК Стиль и Rossmils Investments мы рассказываем о том, как здания прошлых лет получают новую жизнь, сохраняя историческую архитектуру; и как при этом создается комфортная среда для активных и успешных людей.
Статьи
От фасада до порога – интерьеры апартаментов Даже при взгляде на фотографии интерьеров апартаменты очень часто можно отличить от убранства обычных квартир просто на глаз, не зная места съемки. Интервью с Анаром Муртузаевым, главой инвестиционно-девелоперской компании Rossmils Investments (Швейцария) Анар Муртузаев: «В наших зарубежных проектах мы рассчитываем и на российских покупателей» Редевелопмент старых зданий — главный градостроительный принцип городов с историей В Европе редевелопмент, причем именно применительно к жилым зданиям, появился еще до того, как в градостроительстве и архитектуре возникло соответствующее понятие. Ответ на вызовы современного города, или Кому в апартаментах жить хорошо Апартаменты занимают все большую долю рынка недвижимости не просто из-за выгодной ценовой политики, а потому что отвечают на те запросы города и его жителей, которые прежде оставались без ответа. Формат жилья для искушенных Когда квартирный вопрос в традиционном его понимании не стоит, покупатель начинает думать не в терминах «мне бы еще одну комнату» или «кухню бы побольше». Новый облик старой Москвы В последнее время много разговоров о том, что старая Москва безвозвратно потеряна, что город уже не найдет свое, присущее только ему архитектурное лицо и нынешние строители делают все, чтобы он был похож на тысячи других серых мегаполисов. Интервью с Алексеем Могилой, главой представительства в России компании Rossmils Investments Апартаменты как класс жилья произвели настоящую революцию на столичном рынке недвижимости. Вначале даже самые отъявленные оптимисты были уверены, что формат не пойдет — слишком много препятствий возникало на его пути.
Апартаменты как объекты культурного наследия
Лет пятнадцать назад, когда архитектор Алексей Гинзбург впервые озвучил идею использования дома Наркомфина под апарт-отель, многим она показалась излишне творческой.

Тогда представлялось, что апартаменты могут быть только в Москва-Сити в дополнение к тамошним пятизвездочным гостиницам, а великое произведение конструктивиста Моисея Гинзбурга (Алексей — его внук) для этого слишком старо. Впрочем, с тех пор формат стал мыслиться шире, прошел некоторую демократизацию, рынок апартаментов сегментировался так же, как и рынок обычного жилья. Но любопытнее другое: если в прошлом десятилетии слово «апартаменты» служило лишь формальному описанию вида собственности с некими ограничениями прав владельцев, то теперь оно приобрело дополнительное значение культурной категории. Одна из ключевых причин — обращение рынка к теме редевелопмента исторической недвижимости. Такие объекты автоматически заставляют говорить о понимании покупателем ценности истории, о ее культивировании.

Первый толчок дала актуализация темы лофтов в бывших промышленных зданиях, где апартаменты с финансовой позиции самый логичный формат. Рекламщики тут получили в руки мощный инструмент — всю западную мифологию джентрификации индустриальных территорий, когда на первом этапе их осваивали творческие люди, включая знаменитостей, а потом туда уже приходила респектабельная публика. В России первую часть попытались проскочить и сразу перейти к элитному сегменту. Получилось не очень, но сам процесс запустился. Благо в постсоветской Москве много «прома» оказалось прямо в центре города, а влияние местоположения на ценообразование и классность (а соответственно, на интерес покупателей) здесь велико как нигде. К тому же для покупателя, зачастую трудно уживающегося с современными архитектурными изысками, старые стены, адаптированные к современному уровню комфорта, оказываются хорошим компромиссным решением. Тем более исторический дом и центр города — наиболее логичная связка на уровне обычного человеческого восприятия градостроительного устройства.

«Опыт, накопленный в мире, предлагает богатейший ассортимент подходов к «конверсии» таких зданий: от предельно бережной реставрации до интервенции авангардной архитектуры, — говорит Марина Хрусталева, координатор общественного движения «Архнадзор» и соучредитель Центра капитализации наследия. — Апартаменты можно устроить везде. Примеры газгольдеров в Вене, элеваторов в Нидерландах доказывают, что любые постройки способны к реинкарнации. Московские примеры пока скромнее, и нередко понимание «фишки» таких объектов уступает стремлению выжать из территории побольше квадратных метров». И все же, отмечает Марина Хрусталева, есть удачные прецеденты, где девелоперы извлекают максимум из символического капитала исторических объектов изначально нежилого назначения.

Впрочем, современный московский рынок апартаментов уже давно вышел за рамки промышленных зданий. Вот и дом Наркомфина, спустя долгое время и уже без Гинзбурга, кажется, все же собрались реставрировать, превращая в дорогие апартаменты. Хотя конструктивистский период у девелоперов не в чести — на рынок в первую очередь выводятся апартаменты в доходных домах начала прошлого века. Также популярны гостиницы позапрошлого столетия и не столь уж древние сталинские довоенные здания. Эти три разновидности объединяет перепрофилирование под конторы в советское время, то есть сейчас речь идет о возвращении функции.

«Тут основная задача — наполнить историческое здание инженерией, отвечающей современным требованиям потребителя, не меняя архитектурного облика», — говорит директор департамента реализации проектов Rossmils Андрей Дмитриев. Они работали и со «сталинкой» на улице Красина, и с более ранним объектом в районе Лубянки. Статус памятника культуры и истории добавляет элитности, но и ограничивает. Например, охранное обязательство не позволяет сделать подземный паркинг. Важна даже организация внешней подсветки. Так, в проекте «Шереметьевского подворья» на Никольской улице выбрали светодиодные лампы, небольшой размер которых позволил минимизировать вмешательство в архитектуру. «Охранные обязательства касаются сохранения ценных элементов здания: фасадов, лепнины, колонн, лестницы», — поясняет главный архитектор проекта реставрации Борис Савин.

В то же время все архитекторы в один голос утверждают важность таких проектов, дающих возможность присутствию в истории города. «Пространство исторического города — это огромная ценность. Иметь возможность внести в него актуальную функцию, сделать его живым доставляет огромное удовольствие», — говорит Алексей Гинзбург, в чьей мастерской занимались и реконструкцией административных зданий 1950-х годов на промышленной территории, и дореволюционными доходными домами.