Стиль
Впечатления Научите меня жить
Впечатления

Научите меня жить

Фото: пресс-материалы Международной федерации коучинга, World Class, depositphoto
В России становится все популярнее лайф-коучинг. «РБК Стиль» разбирался, чем он отличается от психотерапии, как найти «своего» тренера и не впасть от него в зависимость.

Лайф-коучинг давно пользуется популярность в Америке — Harward Business Review еще в 2004 году оценивал рынок этих услуг в $1 млрд. К коучам обращаются кинозвезды, руководители крупных корпораций и обычные люди. В последнее время он завоевывает популярность и в России.

Цель коучинга — «стимулировать мышление и творчество клиентов, вдохновлять их на максимальное раскрытие своего личного и профессионального потенциала». Такое определение дает этой системе Международная федерация коучинга.

«РБК Стиль» разбирался, какое содержание кроется за этими красивыми словами.

 

С чем идти к лайф-коучу


Семейные отношения, отношения с окружающими, карьера — лайф-коучи занимаются сопровождением своих клиентов в решении всех этих вопросов. Зачастую один и тот же специалист может заниматься консультированием по вопросам и делового, и личного характера.

 

Анна Урнова

  «Я работаю в основном как бизнес-коуч, и ко мне обращаются компании и руководители с целью повысить управленческую эффективность, — рассказывает бизнес-коуч Анна Урнова. — Но бизнес неотделим от жизни, поэтому часть задач можно отнести к области лайф-коучинга. Например, клиенты хотят повысить свою мотивацию, лучше управлять временем, достичь баланса в работе и личной жизни».

 

Анастасия Рыжова

 

К лайф-коучам отчасти можно отнести даже тренеров по фитнесу, которые «сопровождают» своих клиентов к определенной цели — красивому телу.

«Постепенно во время тренировок у человека вырабатываются другие привычки, другой режим, формируется новый образ жизни. Меняются интересы, круг общения. Таким образом, тренер невольно становится лайф-коучем», — рассказывает фитнес-тренер сети World Class Анастасия Рыжова.

 

 

Лайф-коучинг — не психотерапия


Хотя у них немало общего. Например, и психотерапевт и лайф-коуч, общаясь с клиентом, обязательно принимают во внимание их опыт прошлого. Но все же есть принципиальное отличие в том, с кем работают эти специалисты.  

«Психотерапевт работает с травмами, неврозами и болезненными состояниями. Коуч работает со здоровыми людьми, которые хотят быть более успешными», — объясняет Анна Урнова.

 

Наталья Афанасьева

 

«На определенном этапе жизни большинство людей сталкивается не с вопросом «Что мне делать?», а с вопросом «Как мне это сделать, с чего начать, как организовать и правильно мотивировать себя?», — рассказывает  специалист по wellness-коучингу сети фитнес-центров World Class Наталья Афанасьева.

Лайф-коучинг по сути напоминает бизнес-стратегию: есть цель, график ее достижения, дедлайны, промежуточные итоги, коррекция.

Хороший тренер никогда не начнет работать с клиентом, если понимает, что ему стоит обратиться к другому специалисту.

 

«Например, когда человек приходит и начинает плакать так, что его невозможно успокоить, а на вопрос, как долго это длится, отвечает: «Уже не первый месяц», тогда я понимаю, что этому клиенту лучше обратиться к другому специалисту, в некоторых случаях возможно даже к  врачу, и рекомендую ему сделать это», — говорит коуч Сабина Кулиева, специализирующаяся на межличностных отношениях.

 

На тренинге по лидерству от Международной федерации коучинга

 

 

Лайф-коучинг — это не на годы


В отличие от психотерапии, которая может длиться годами и даже десятилетиями, коучинг — это всегда довольно кратковременный проект.

«Эффективность должна быть видна уже через несколько месяцев, а иногда в результате одной или нескольких сессий,  говорит Анна Урнова.  Считается неправильным продолжать коучинг-проект более двух лет, так как это может быть признаком потенциальной зависимости клиента от коуча».

Сабина Кулиева рассказывает, что обычно для решения запроса ей хватает от 2 до 5 сессий.

Есть риск, что клиент впадет в зависимость от коуча и будет ходить к нему по любому поводу, чтобы посоветоваться. Но предотвратить такой риск стараются сами специалисты. «Я сразу обозначаю, кем мы приходимся друг другу, — объясняет Сабина Кулиева. — Я ваш коуч, я сопровождаю вас на пути к достижению цели. Вы клиент, занимающий активную позицию. Если через год человек приходит с новой задачей, то это не зависимость».

 

Правильно формулируйте запрос


Главное, что требует «тренер жизни» от своего клиента  его активная позиция в решении своих проблем. «Обычно клиенты приходят ко мне с формулировками «я запутался в своей жизни», «я что-то делаю не так»,  говорит Сабина Кулиева.  И на первой же сессии мы уточняем его запрос, что же именно человек хочет изменить. «Со мной что-то не так»  это жалоба, а не постановка задачи на коучинг. Верный запрос, над которым можно работать: «Что я могу предпринять, чтобы мои отношения со значимым человеком стали лучше?». То есть формулировка должна быть утвердительной, цель должна зависеть от самого человека».

«Отсутствие должной мотивации у клиента — частая причина отрицательного результата,  соглашается  Анна Урнова.  Такой клиент ждет от коуча, что тот или совершит изменения за него, или научит сверхлегкому и эффективному приему решать все проблемы. Такие ожидания, конечно, нереалистичны, ведь любые изменения поведения требуют от человека усилий. Задача коуча в этом случае  помочь найти клиенту внутреннюю мотивацию для изменений. Или остановить работу».

 

 

Как выбрать лайф-коуча


 

 

Риск выбрать «не своего» коуча есть всегда. Поэтому опрошенные «РБК Стиль» специалисты дают несколько рекомендаций, которые помогут не ошибиться. По словам Анны Урновой, стоит обратить внимание на наличие у лайф-коуча образования в области психологии. «Также хороший специалист должен по вашей просьбе предоставить рекомендации своих клиентов, которые вы всегда можете проверить, — добавляет она. — И не стоит обращаться к коучу, отказывающемуся сделать это».

Сабина Кулиева советует собрать информацию о специалисте у людей, которые его рекомендовали, навести в интернете справки о его деятельности и провести chemistry meeting  первый получасовой бесплатный сеанс, во время которого клиент и коуч понимают, получится ли у них сотрудничество. По ее словам, в некоторых случаях она сама понимает, что клиент «не ее».

 

 

Лайф-коучинг — не панацея


Сотруднице одного из американских банков Ануш 35 лет, и она давно переехала из России в США. «Родив двоих детей и не реализовав себя в профессии, я решила обратиться к лайф-коучу, — рассказывает она.  Их в Америке много, и все они обещают прекрасную жизнь. На вопрос лайф-коуча, что меня не устраивает, я объяснила, что до сих пор не могу реализовать себя как личность, найти работу по профессии, мне не хватает друзей. Лайф-коуч пообещала мне составить программу моей жизни. Затем я посетила еще четыре сессии. Каждая обошлась мне в $75. В ходе коучинга мне было предложено заняться своим домом, йогой, правильно питаться и проводить время на природе. По сути, мы говорили ни о чем. Я сочла, что американскому лайф-коучу не дано понять моей «широкой русской души».

Владелице салона красоты Юле 30, она живет в России, и ее опыт посещения лайф-коуча тоже был негативным. «У меня был четкий запрос  я хотела уволиться со своей работы, но не была уверена в правильности этого решения, — говорит она. — На первой сессии мы начали обсуждать стандартные вопросы: как выглядит работа моей мечты, как я вижу себя через 20 лет. Потом я начала понимать, что к чему-то готова, мы проговаривали изменения в моей жизни. 

 

Но это мотивировало ненадолго, а затем я снова начинала колебаться. Всего у меня было пять сессий, за каждую я заплатила по 3 тыс. руб. В итоге с работы я уволилась, но, честно говоря, от лайф-коучинга я ожидала большего».

Сами лайф-коучи также признаются, что работа с клиентом не всегда приводит к ожидаемым результатам, а коучинг — не универсальный способ решить все проблемы. К примеру, если у человека что-то не получается в деловой сфере из-за нехватки профессиональных знаний, то ему нужно идти на курсы повышения квалификации, а не к коучу.

Впрочем, положительных примеров тоже хватает. «Одна из наших клиенток была руководительницей в крупной компании, — рассказывает Наталья Афанасьева. — Она пришла к нам худеть. Мы начали планировать, какими физическими активностями она может заниматься со своей загрузкой. Женщина вспомнила, что в молодости танцевала и это доставляло ей удовольствие. Она нашла танцевальную школу недалеко от работы и стала туда ходить. В результате за два с половиной года она настолько в это погрузилась, что ушла из компании и открыла танцевальную школу. А один президент консалтинговой компании, у которого было по несколько перелетов в неделю, из-за стресса часто выпивал перед сном, и у него это вошло в привычку. Затем он пришел к нам на занятия и постепенно увлекся бегом.

 

С московского марафона 2015 года

 

Теперь этот клиент участвует в марафонах, подстроил под них весь рабочий график, показывает хорошие результаты и ведет свой паблик об этом увлечении. Но главное — он перестал употреблять алкоголь для релаксации».