Стиль
Впечатления Шпионаж для вдохновения: как писатели становились секретными агентами
Стиль
Впечатления Шпионаж для вдохновения: как писатели становились секретными агентами
Впечатления

Шпионаж для вдохновения: как писатели становились секретными агентами

Фото: gettyimages
На днях английский писатель Фредерик Форсайт признался, что несколько десятилетий работал на МИ-6. И мало кто удивился — известные британцы, и в особенности почему-то писатели, имели непреодолимую тягу к совмещению творчества и шпионских игр.

Фредерик Форсайт



 

Писатель прославился своими политическими и шпионскими романами, и как оказалось, источником вдохновения для него служило не развитое воображение, а собственная жизнь. Саморазоблачение Форсайт совершил в автобиографии «The Outsider: My Life in Intrigue». Он описал, как его завербовали в конце 60-х годов, в Нигерии, куда он приехал на гражданскую войну в качестве репортера агентства Reuters. Впоследствии писатель передавал засекреченные отчеты из Родезии, ЮАР и Восточной Германии. По признанию самого Форсайта, его работа на МИ-6 не оплачивалась, и выполнял он ее исключительно за идею.

 


Грэм Грин



 

Еще одного писателя в британскую разведку привело слабое здоровье. Мечтой автора «Тихого американца» была служба в армии, но он не прошел медкомиссию и решил предложить свои услуги МИ-6. Здесь помогли родственные связи: шпионами были родные брат и сестра Грина.

В 40-е под видом представителя министерства иностранных дел Великобритании Грин успел поработать в Сьерра-Леоне и Португалии. А запомнился попыткой расширить штат МИ-6 за счет портовых проституток. Грин предложил открыть в соседнем с Сьерра-Леоне Сенегале, тогдашней французской колонии, публичный дом, работницы которого выуживали бы важные сведения из офицеров французского флота. Правда, МИ-6 тогда сочло подобную идею неджентльменской.

Надо сказать, что конкуренты британских спецслужб были не столь разборчивы в вопросах морали, о чем свидетельствует следующая история. 

 

 

Кристин Килер



 

Британскую модель и девушку по вызову Кристин Килер называли Матой Хари 60-х годов. В 1957 году она приехала в Лондон, спасаясь от скуки своего родного провинциального городка. В столице она устроилась работать танцовщицей в баре, где и познакомилась со Стивеном Уордом, поставлявшим красивых девушек пожилым джентльменам. Вскоре в числе клиентов Килер оказались военный министр Великобритании Джон Профьюмо и советский шпион Евгений Иванов. Последнему Килер передавала военные тайны, которые узнавала от Профьюмо.

Интрижка министра с девушкой по вызову всплыла наружу. «Дело Профьюмо» стало один из самых известных секс-скандалов времен холодной войны. Министр лишился своего поста и был вынужден пойти работать посудомойкой в заведение для бедных в Ист-Энде. А сама Килер отсидела девять месяцев в тюрьме за обман правосудия. «Я была шпионкой и не горжусь этим. Правда в том, что я предала мою страну», — написала 71-летняя Килер в своей книге, изданной в 2013 году.

 


Ян Флеминг



Все знают Яна Флеминга как «отца» Джеймса Бонда. Но прежде, чем он написал первый роман про агента 007, Флеминг и сам состоял на тайной службе. В 1931 году он не смог устроиться на работу в МИД Великобритании. Удивительно, но молодой человек провалился на сочинении. На работу Флеминг все же устроился. Он поступил в агентство Reuters, и в скором времени его завербовали спецслужбы.

В 1933 году Флеминг впервые побывал в Москве — писал о судебном процессе над шестью служащими английской компании «Виккерс», которых обвиняли в шпионаже. Спустя шесть лет Флеминг вновь побывал в Советском Союзе уже как корреспондент газеты The Times, но кроме газетных заметок писал и секретные донесения, в частности о морально-психологическом состоянии Красной Армии.

На секретной службе будущий писатель состоял до 1946 года, а после женился на обладательнице миллионного наследства и уехал с ней на пару лет на Ямайку.

 


Соммерсет Моэм



Британская разведка завербовала Моэма в 1915 году, когда тому пошел уже пятый десяток. Совершенно непонятно, что нашли друг в друге секретная служба и известный уже писатель (к тому времени он выпустил почти два десятка книг), отправившийся в качестве добровольца Красного креста во Францию, в окопы Первой мировой.

Два года Моэм проработал в Швейцарии связным, передавая донесения других агентов. «Большей частью жизнь тайного агента исключительно монотонна, а значительная часть ее на удивление бесполезна», — вспоминал позже писатель. Но материала хватило на сборник новелл «Эшенден, или Британский агент».

Непонятно и то, как МИ-5 отправила вчерашнего курьера в 1917 году в революционную Россию, снабдив гигантской по тем временам суммой в 21 тысячу фунтов и заданием… предотвратить выход России из Первой мировой войны. Единственное, что удалось Моэму — под видом журналиста добиться встречи с Александром Керенским. Но толку от разговора было немного — того вскоре свергли большевики.

В России Моэм сильно подорвал здоровье, и вместо очередного задания получил от врачей направление на курорт — лечиться от туберкулеза. На этом его служба в МИ-5 завершилась.