Стиль
Впечатления Слились в едином порыве: что ждет покупателей Net-a-Porter, Farfetch, Yoox и Browns?
Стиль
Впечатления Слились в едином порыве: что ждет покупателей Net-a-Porter, Farfetch, Yoox и Browns?
Впечатления

Слились в едином порыве: что ждет покупателей Net-a-Porter, Farfetch, Yoox и Browns?

Фото: depositphotos.com
За последние пару месяцев мир моды узнал о двух важных слияниях — онлайн-ретейлеров Yoox и Net-a-Porter и магазинного аккумулятора Farfetch с британским универмагом Browns. «РБК Lifestyle» решил разобраться в новых тенденциях онлайн-торговли.

В апреле было объявлено о слиянии двух крупнейших онлайн-продавцов люксовых и дизайнерских марок Net-a-Porter (в структуру холдинга входит также мужской интернет-магазин MrPorter) и Yoox, а затем в мае другой онлайн-ретейлер, Farfetch, купил старый и заслуженный британский универмаг Browns.

И то и другое видится в мире тотальной торговли вполне предсказуемым движением. На сегодняшний момент через интернет продается примерно 6% люксовой и дизайнерской одежды и аксессуаров (в США в два раза больше, 12%), но к 2015 году уже совершено понятно, что интернет для люкса и моды — не просто маргинальная площадка или способ продвигать и поддерживать офлайн-продажи, а самостоятельный и важный бизнес. И значение его в будущем будет только возрастать. Как раз это будущее сейчас так активно обсуждается в разговорах об интернет-торговле, что начинает выглядеть каким-то чересчур фантастическим.

В первом случае мы имеем две крупных, но концептуально противоположных компании. Если Натали Массне задумывала Net-a-Porter как пространство для онлайн-продаж новейших коллекций международному джет-сету (и это было в 1999 году совершенно революционно), то основатель Yoox Марио Отели в то же самое время горел противоположной идеей — прошлые сезоны, остатки, стоки, и чем дольше вещь висит на сайте, тем дешевле она становится. У Net-a-Porter при этом есть собственный онлайн-дискаунтер, The Outnet. Если говорить о бизнес-причинах такого слияния, то они вполне вписываются в глобальный тренд на рынке онлайн-услуг — тут сейчас очевидным образом формируются большие корпорации. Какой развитой сферы ни коснись: недвижимость, туризм, торговля — везде крупные компании покупают и поглощают сколько-нибудь заметные мелкие. Каковы идеологические резоны — то есть что они хотят принести миру, кроме увеличения собственной капитализации, пока не особенно ясно.

 

 

В случае с Farfetch и Browns ситуация интересна особенно. Дело в том, что Farfetch — это платформа, которая позволяет маленьким магазинам по всему миру получить доступ к большому рынку и всему интернет-комьюнити и продавать зачастую такие же маленькие люксовые марки всем тем, кто не может найти их офлайн. Именно это и стало его оригинальной миссией и обеспечило ему успех. И вот сейчас на волне этого успеха (и очевидно хороших финансовых показателей) основатель Farfetch Хосе Невес купил Browns. Невес — футурист и человек масштабных концепций. У него есть идея Store of the Future — глобальной технологии продаж люкса и моды, где онлайн и офлайн не просто соединяются, но и проникают друг в друга. Именно в рамках ее реализации он и купил Browns. Что задумал Невес, можно примерно представить из комментариев управляющей этим Store of the Future Сандрин Даво, которую Невес переманил у Harvey Nichols. Она говорит о специальных чипах, позволяющих находить нужный товар в один момент, где бы он ни был, и почти моментально доставлять его покупателю, о новых технологиях мобильных платежей, об использовании высокочастотных каналов связи и прочем из арсенала чуть ли не голливудской фантастики.

Что все это принесет обычным потребителям? В самой ближайшей перспективе, видимо, ничего: сделка Net-a-Porter и Yoox закрыта, но о создании единого глобального сайта пока никто не объявлял, Browns будет управляться автономно, и его новым СЕО стала Холли Роджерс, бывший главный байер Net-a-Porter. С точки же зрения наших с вами стратегических интересов, укрупнение и унификация ничего особенно хорошего не сулят. Чем больше в интернете независимых компаний, тем выше конкуренция, тем, очевидно, больше выбор и тем лучше в итоге рядовому потребителю. Мир глобальных корпораций подгоняет все под единый стандарт и отсекает любые неочевидные вещи — и это всегда сужает пространство возможностей для нас. Однако конфигурация этого нового сияющего мира фэшн-ретейла определяется буквально в режиме реального времени — это очень интересно и может иметь свои сюрпризы. Хорошие или плохие — покажет самое ближайшее будущее.