Стиль
Впечатления Без ума от Макса
Впечатления

Без ума от Макса

Фото: Кинопоиск
В прокат выходит «Безумный Макс: Дорога ярости» с Томом Харди и Шарлиз Терон — удачное возвращение культовой франшизы о гонках в постапокалиптической пустыне.

Новости о перезапусках и ремейках пройденного и хорошо вызубренного материала зритель нынче привык воспринимать с вежливым подозрением — вспомним все бледные «Терминаторы», «Прометеи» и «Робокопы». Изначальный скепсис, стоит ли 70-летнему Джорджу Миллеру возвращаться от мультфильмов про пингвинов и поросят к истории о Безумном Максе за рулем, почти улетучился, после появления трейлера фильма: три минуты огня, лязга тормозов и хаоса. Сам фильм выглядит так же заманчиво и напористо, как и трейлер, но длится чуть больше — ровно два часа.

Новый фильм продолжает примерно с того места, где закончился первый «Безумный Макс» 36-летней давности. Но необязательно внимательно пересматривать все фильмы франшизы, чтобы погрузиться в Макса версии 2015 года: «Дорога ярости» удивительно самодостаточна, и все, что нужно знать о предыстории героя, дается серией стремительных, как пулеметная очередь, флешбеков.

 

 

«Дорога ярости» — это, по сути, одна длинная сцена погони по пустыне. А сюжет фильма можно легко уместить в одно предложение: взятый в плен тираном Безумный Макс вопреки жизненным принципам объединяет усилия с воинственной Фьюриосой (Шарлиз Терон), взбунтовавшейся против своего повелителя и похитившей у него самое ценное — его гарем. Но звучит это куда скучнее, чем смотрится.

Первый раз перевести дух зрителю удастся лишь через полчаса после начала фильма — и совсем ненадолго. Однако лаконичность структуры и диалогов в «Дороге ярости» обманчива: эта на первый взгляд безжизненная местность густо населена самыми причудливыми созданиями и персонажами — двухголовыми ящерицами, карликами, гигантами и людьми-воронами.

Четко продемонстрирована и иерархия города-крепости Цитадель, которой управляет седовласый главнокомандующий Бессмертный Джо. В условиях вечной засухи наивысшую ценность для всех живых существ представляют жидкости (в первоначальных «Максах» им было топливо). Тут вся безликая масса населения предсказуемо алчет воды, которая выделяется властями цинично скупо. Элита же Цитадели питается грудным молоком, которое естественным образом производят для нее порабощенные женщины.

В такую абстрактную и эстетически знакомую обертку беспросветного будущего можно вписывать любые аналогии, годящиеся для текущего политического момента. Предыдущие «Максы», например, были своеобразным ответом на нефтяной кризис 1970-х. Здесь же Джордж Миллер поступает еще хитрее — в напрочь тестостероновом и маскулинном жанре боевика на колесах он ставит во главу угла женщин и придает происходящему четкую феминистскую окраску. Том Харди, заменивший Мэла Гибсона на посту заглавного героя с кривой ухмылочкой и мутным взором, в безмолвном восхищении уступает сцену для бритой наголо и однорукой Фьюриосы. В исполнении Шарлиз Терон она выглядит как Жанна Д’Арк, подавшаяся в панк-рок, а воинственностью убирает всех бритоголовых женщин с оружием, которых мы видим в кино последнее время в большом количестве. И если все пойдет по плану, то в дальнейших сериях франшизы уже именно Фьюриоса будет заглавной героиней.

 

 

Феминизм здесь звучит не для красного словца. Утомленные солнцем юные беглянки из Цитадели оставляют после себя бьющие в лоб граффити со словами «Мы тебе не вещи». Не секрет, что к съемкам фильма Миллер подключил в роли консультанта известную активистку движения за гендерное равноправие Ив Энслер, автора скандальной пьесы «Монологи вагины». Ее задача заключалась в разъяснении юным моделям всех тягот женской доли. Этим «Безумный Макс» тоже разительно отличается от дребезга компьютерных франшиз типа «Трансформеров» или «Форсажей». По этой ухабистой дороге с одинаковым кайфом промчатся как интеллектуалы с правозащитниками, так и далекие от тонкостей среднестатистические завсегдатаи мультиплексов.