Стиль
Впечатления Дышите глубже: как и почем продают воздух
Впечатления

Дышите глубже: как и почем продают воздух

Фото: depositphotos.com; getty images/fotobank.ru; globallookpress
Запах с концерта Джастина Бибера, свежий горный воздух Исландии и атмосфера Невского проспекта — «РБК Lifestyle» разобрался, кто и зачем продает и покупает воздух.

Воздух с концертов, от нескольких долларов до $60 000

Купить:
ebay.com

Предложения о продаже воздуха с концертов знаменитостей — не редкость на интернет-аукционе eBay. Среди свежих лотов — воздух с выступлений американского рэпера Канье Уэста в поддержку альбома Yeezus, расфасованный в прозрачные пластиковые пакеты. Цена товара начинается от нескольких долларов и достигает $60 000. Также в продаже можно найти запах с концерта Джастина Бибера всего за $2 и воздух с прошлогоднего выступления Рианны за $35. А вот за воздух с шоу Бейонсе уже придется выложить почти в десять раз больше — $300.

Консервированный воздух Санкт-Петербурга, 400 руб.

Купить:
airofrussia.ru
 

Консервированный воздух Санкт-Петербурга появился в продаже уже более 10 лет назад. Необычный сувенир придумали в 2003 году, накануне 300-летия Северной столицы. Сейчас эфемерную материю в консервные банки расфасовывают сразу несколько производителей. На этикетке есть состав товара: 50% воздуха Летнего сада, 20% — Пушкина, 15% — Невского проспекта и по несколько процентов воздуха Петродворца, Павловска и Новой Голландии. Также в продаже есть воздух и других российских городов: Москвы, Перми, Казани и Сочи.


 

Воздух Парижа, $9,99

Купить:
etsy.com

«Внимание! Может содержать следы свободы, равенства и братства», — пишут создатели консервированного парижского воздуха о своем продукте. Одна банка воздуха обойдется в $10, и заказать ее можно в любую точку мира. По словам создателей, формула конечного продукта такова: 20% воздуха Лувра, 20% воздуха Нотр-Дама, 25% воздуха в районе Эйфелевой башни, 15% атмосферы музея Орсе, 10% воздуха Елисейских Полей и 10% воздуха базилики Сакре-Кер. Производители обещают в ближайшее время запустить продажу воздуха других европейских городов.

Туман Сан-Франциско,
$5,99

Купить:
fogtastic.com

Предприимчивые жители города Сан-Франциско придумали продавать местный туман еще в 2009 году. Его доставляют по США, а также в другие страны — в этом случае доставка будет стоить дороже. Кроме того, продавцы тумана предлагают особые условия тем, кто сделает большой заказ (от 50 банок).

Свежий горный воздух Исландии, €5,90

Купить:
idontspeakicelandic.com

«Наполните ваши легкие свежим исландским воздухом, которым исландцы дышат вот уже 1000 лет», — предлагает нежно-голубая банка стоимостью почти 6. Создатели рекомендуют вскрывать ее за пределами Исландии, чтобы почувствовать разницу. Воздух, содержащийся в банке, собран в районе горы Гекла, самого активного вулкана в стране.


 

 

Юмор, терпение, свобода, солидарность и безопасность,
€6,50

Купить:
theflowmarket.com

В 2004 году несколько датских дизайнеров запустили проект Flowmarket, который занимается продажей прощения, щедрости, счастья, юмора, честности и других явлений в консервных банках. Помимо прочего, у них можно приобрести покой, внутреннюю красоту, процветание, рефлексию, успех, надежду и альтруизм. Каждая банка весит 45 г, внутри ничего нет. По словам создателей, их продукция служит небольшим напоминанием о том, что действительно важно — поставив такую банку дома или на работе, можно регулярно натыкаться глазами на собственные ценности. Такие банки покупают по всему миру, к тому же они регулярно появляются в продаже на ярмарках в Копенгагене, Нью-Йорке, Шанхае, Сингапуре и Сеуле.


 

 

Пыль с вулкана Эйяфьядлайекюдль,
$13

Купить:
nammi.is

Извержение вулкана Эйяфьядлайекюдль, в 2010 году парализовавшее авиасообщение в Европе, стало поводом для создания сувениров. Теперь вулканическая пыль продается в банках по 125 г под слоганом «Станьте обладателем элемента современной истории!». Доходы от продаж перечисляются в организацию, которая помогала местным фермерам бороться с последствиями извержения вулкана.

«РБК Lifestyle» узнал у экспертов, с чем связан потребительский интерес к товарам, которые нельзя потрогать.

Татьяна Комиссарова
декан Высшей школы маркетинга
и развития бизнеса ВШЭ



Все, что происходит сейчас на рынке, можно охарактеризовать одним словом: люди хотят запечатлеть свои эмоции. Недаром такое направление маркетинга, как «маркетинг впечатлений», очень интенсивно развивается последнее десятилетие. Все, что связано с покупкой воздуха с концертов, из курортных зон, памятных мест, например, где проходила свадьба, есть не что иное, как попытка запечатлеть эмоции, возможность вернуться к ним в памяти. Я смотрю на пакетик с воздухом и вспоминаю все то, что происходило. Это может казаться странным, потому что сегодня есть достаточно гаджетов, которые помогают воспроизводить впечатления визуально. Но эмоции — это такое психологическое состояние, которое требует все новых и новых ощущений. И кроме визуальных, нужны ощущения других органов чувств — воздух как раз связан с обонянием. Потребители ведь готовы вернуться в то место, где они получили позитивные эмоции. Это очень типично как раз для туризма. Поэтому продажа банок с воздухом или туманом — это еще и вклад в туристическую отрасль.

Если я по какой-то причине не смог попасть на концерт любимого рэпера, то, купив воздух, я хотя бы так могу приобщиться к той атмосфере, которая там была.

Последние десять лет американцы активно работают с психологией маркетинга. Люди склонны к игре, к геймификации. И исследования показали, что вся геймификация работает на потребность самоактуализации, то есть на ответ на вопрос «кто я?». Ты — то, с чем ты играешь. И воздух — это тоже элемент игры. С точки зрения здравого смысла покупать воздух — это глупость. Но тем не менее за воздух готовы платить. И это на самом деле не пустота. Это эмоции и игра. А любая игра — это элемент стиля жизни.

Андрей Арно
маркетолог
директор школы Arno Business School


Продают не воздух, а определенную эмоцию, которая с ним связана. Поэтому чем она сильнее, тем дороже можно продать товар. В современном мире материальных благ довольно много, иной даже может в них запутаться. А вот что-то уникальное, что будет ассоциироваться с каким-то важным событием, воспоминанием или географическим местом, это как раз интересное направление, которое разрабатывается последние лет десять и получило название «эмоционального маркетинга». Здесь речь идет не просто о воздухе, а о совокупности впечатлений. Такие продажи очень персонифицированы. Они апеллируют к той целевой аудитории, для которой важны эмоции и воспоминания — всему тому, что невозможно оценить рассудком. Такие покупки абсолютно нерациональны.

Поскольку современный ритм делают нашу жизнь все более зависимой от различных техногенных воздействий, то на эмоции остается не так уж и много времени. И люди платят за нечто большее, чем просто банка с воздухом.