Стиль
Вещи Вкладывают в роботов: 5 последних тенденций в мире стартапов
Стиль
Вещи Вкладывают в роботов: 5 последних тенденций в мире стартапов
Вещи

Вкладывают в роботов: 5 последних тенденций в мире стартапов

Фото: gettyimages
Какие стартапы наиболее перспективны? Готовы ли фонды в кризис инвестировать в новые проекты? По итогам семинара «На start, внимание, up!», организованного Jaguar Land Rover и Высшей школой экономики, «РБК Стиль» выделил пять тенденций в мире стартапов.

1. На смену медиа- и IT-стартапам приходят медицина и роботы


«Раньше мы инвестировали в основном в четыре отрасли: e-commerce, мобильные приложения, медиастартапы и IT-стартапы. Сейчас мы выделили несколько новых перспективных направлений. Это финансовые технологии — все, что касается оплаты и кредитования. Затем медицинские технологии: цифровая медицина, перевод медицинских услуг в цифровой формат — например, доктор сидит в Москве и обслуживает человека в регионе; роботизация, когда в человеческий организм вживляются нанороботы и лечат его; персонализированная медицина. Еще один отдельный тренд — роботы и дроны. Остальные направления — образование, например, онлайн-образование или новые формы образования, а также нетрадиционные стартапы — все, что может выстрелить совершенно случайно, какие-то ноу-хау вроде добычи полезных ископаемых на астероидах или поиска внеземных цивилизаций».

Замир Шухов, исполнительный директор проекта поддержки предпринимательства GVA LaunchGurus. 

 

2. Дизайн продукта обращает на себя все больше внимания


«Дизайн продукта — это все, что продается сейчас. Никому не нужен монитор, всем нужен крутой, красивый монитор. Всем нужен крутой велосипед. Всем хочется пользоваться красивыми вещами. Я недавно вернулся из Бельгии, там сейчас популярен формат bright startup, когда именно дизайнеры встречаются с бизнесменами. И если мы сейчас запустим такой же формат здесь, то у нас будет взрыв активности».

Василий Быков, основатель бизнес-акселератора «Сталь».

 

3. Фонды опасаются инвестировать в стартапы из-за их низкого качества


«Количество стартапов продолжает расти, несмотря на кризис. В 2014 году по сравнению с 2013-м инвестиции в стартапы были больше — $1,6 млрд. Количество сделок не увеличилось, но суммы, которые были вложены в стартапы, значительно выросли. В конце прошлого года очень сильно упал доллар, рынок инвесторов сжался. Большинство активных инвесторов, которых мы знали, начали придерживать свои деньги, фонды перестали инвестировать. Но количество стартапов не уменьшилось. С конца первого квартала 2015 года начался резкий рост, стали появляться новые проекты. Однако качество стартапов растет, к сожалению, медленнее, чем их количество. В этом и была проблема: инвесторы стали придерживать деньги, потому что боялись за свои инвестиции».

Замир Шухов, исполнительный директор проекта поддержки предпринимательства GVA LaunchGurus.

 

4. Государство стало активнее вкладывать в стартапы


«Как только произошел кризис и частные деньги с рынка начали уходить, мы заметили активизацию государственных фондов и государственных институтов развития. Они стали больше и активнее выдавать различные гранты, запустили программы поддержки предпринимателей. Это и региональные власти, и московское правительство, которое выдает некие безвозвратные гранты, и институты развития: РВК, Сколково. С одной стороны, хорошо, что государство помогает развивать инфраструктуру и помогает развиваться молодым компаниям. С другой стороны, это плохо влияет на их некую внутреннюю силу. Мы с коллегами из соцразвития часто ругаемся на эту тему, говорим: «Коллеги, ну что же вы делаете? Когда вы 5 миллионов рублей просто дарите стартапу, то у него нет мотивации развиваться, делать продажи».

Замир Шухов, исполнительный директор проекта поддержки предпринимательства GVA LaunchGurus.

 

5. Российские компании становятся более открытыми по отношению к стартапам


«Как показывает западная статистика, 90% всех технологических стартапов заканчивают тем, что их поглощают большие компании. Нам тоже интересно в России вырастить эту историю. Сейчас мы стараемся внедрить инновационную культуру в традиционные российские компании. Это получается не всегда успешно, но прогресс есть, и прогресс достаточно большой. Когда я пришел в этот бизнес четыре года назад, слово «стартап» было ругательным в корпоративной среде. Сейчас очень многие корпорации вполне успешно оперируют этими словами. К сожалению, в больших компаниях все происходит медленно. Однако сейчас идет тенденция, чтобы инновационные подразделения выделялись в некие отдельные блоки, которые могли бы жить по более простым процедурам в частях корпораций. За счет этого происходит ускорение общения со стартапом».

Владимир Костеев, исполнительный директор «Клуба директоров по науке и инновациям».