Господин Чан, вы создаете не просто украшения, а сложные многодельные арт-объекты. Почему? В чем идея такого подхода?
Ну просто потому, что я сам — очень сложный человек. Меня часто спрашивают, почему я интересуюсь всем сразу, всем одновременно. Мне сложно ответить на этот вопрос. Я интересуюсь религией, философией (как восточной, так и европейской), музыкой, искусством — прежде всего изобразительным искусством. Моя творческая жизнь складывается одновременно из всех этих элементов и их производных. Предположение, что украшение — это всего лишь красивая вещь, которую можно надеть на руку или на шею, слишком просто, слишком примитивно. Мне нравится привносить в мои изделия философский и религиозный смысл. Это интересно, это мотивирует.
Сложно ли это для вас, как художника, — жить и работать как бы между Востоком и Западом, традиционной китайской культурой и современной европейской?
Я бы сказал, что четкое разделение культур ушло в прошлое. Когда я был совсем молод и учился, времена были сложные и культурный обмен становился проблемой. В общем, и внутри Китая с культурой, особенно традиционной, все обстояло не лучшим образом. Однако прошло полвека, и многое изменилось. И вовне, и внутри меня самого. Сейчас, как мне кажется, не существует резкого дуализма китайской и западной культур. Мир глобализируется и одновременно гуманизируется. Людей соединяет интернет, социальные сети. Мы с коллегами общаемся, потребляем информацию, вдохновляемся и вдохновляем друг друга. Можно беспрепятственно осматривать художественные коллекции всех музеев мира.
Вы соединяете в одном изделии титан, драгоценные металлы и редкие камни, причем делаете это виртуозно. Как вы выбираете материалы?
Мир полон удивительных вещей. Нужно просто иметь «незамыленный», любознательный взгляд на него, все время искать что-то новое. Я потратил много лет, фактически всю свою сознательную жизнь, на исследование материалов и выбор тех из них, что лучше соответствуют моим замыслам. Поэтому в моих работах встречаются неожиданные на первый взгляд решения, например скульптуры из титана. Надо учиться у природы, следовать ее советам. В конце концов материал сам вам подскажет, как лучше его использовать, как лучше раскрыть его достоинства.
Беседовала Вероника Гудкова