Стиль
Вещи Водитель или пешеход: на чье убийство запрограммируют машину с автопилотом
Стиль
Вещи Водитель или пешеход: на чье убийство запрограммируют машину с автопилотом
Вещи

Водитель или пешеход: на чье убийство запрограммируют машину с автопилотом

Фото: пресс-материалы Tesla's Autopilot System; Google; Tassphoto.com
Массовое производство автомобилей с самоуправлением должно стать очередной технологической революцией. Но пока на ее пути есть препятствия. «РБК Стиль» — о вопросах, на которые придется ответить производителям автомобилей и властям.

Самоуправляемые автомобили — один из главных технологических трендов. Функции автопилота уже получила, например, Tesla Model S, пускай и в урезанном виде. Toyota, Nissan, Volvo и даже Google вовсю тестируют свои модели машин на самоуправлении. Apple для создания «машины будущего» переманила в свой штаб несколько топ-менеджеров известных автоконцернов. Однако факт наличия в автомобиле искусственного интеллекта порождает вопросы, иногда даже этического характера.

 

Чья жизнь для автопилота окажется важнее в аварийной ситуации?

 

Дано: самоуправляемый автомобиль на приличной скорости едет по трассе. Неожиданно на дороге появляется группа людей. Затормозить авто не успевает и  остается два варианта: врезаться в пешеходов, что с большой вероятностью приведет к их гибели, либо свернуть в кювет, что, скорее всего, убьет водителя. Что выберет автопилот, зная, что любой вариант приведет к человеческим жертвам? Вопрос не риторический, потому что создатели автомобилей обязаны будут запрограммировать автопилот на то или иное действие. Жизнь водителя или пешеходов в итоге сохранит автомобиль?

По мнению Жана-Франсуа Беннефона, сотрудника Экономической школы университета Тулузы, однозначно верного ответа на этот вопрос нет. Он провел исследование, опросив более ста человек. В опросах моделировались ситуации, когда спасти одного или нескольких пешеходов можно лишь ценой смерти водителя. Большая часть опрошенных пришла к выводу, что спасение пешеходов — наиболее рациональная модель поведения для самоуправляемого автомобиля.


Ситуации, которые моделировал во время своего исследования Жан-Франсуа Беннефон

 

Кроме того, после прохождения опроса участники несколько разочаровались в возможностях автопилота, и заключили, что им больше бы нравилось ехать в подобной машине на заднем сиденье, чем за рулем в качестве водителя.

Конечно, в будущем производителям полностью самоуправляемых автомобилей придется провести еще тысячи подобных тестов, но если их результаты совпадут с данными Беннефона и на их основе построят модель искусственного интеллекта подобных машин, можно будет сказать: ваше авто будет иметь полное право убить вас, чтобы спасти жизни других людей.

 

Можно ли садиться за руль пьяным?

 

Хорошо иметь на вечеринках друга с машиной. Есть кому сесть за руль и развезти по домам веселую компанию. Плохо только другу, которому нельзя выпить ни грамма.

Самоуправляемые машины эту проблему, в общем-то, призваны решить. Машина ведь едет сама, так какая разница, в каком состоянии находится водитель, если он не управляет автомобилем?

К сожалению, по мнению экспертов, в нетрезвом виде будет запрещено садиться и за руль машины с автопилотом. 

 

Иэн Фолкс


сотрудник Центра исследования происшествий Технологического университета Квинсленда

 

«Для того чтобы запустить самоуправляемую машину, указать место назначения, раздать другие инструкции и включить автопилот, нужно предпринять определенные действия. Все они так или иначе относятся к вождению, так что если вы совершаете их пьяным, это можно считать вождением в нетрезвом виде. Более того, это может вылиться в серьезные проблемы, например, когда водителю нужно вмешаться и отключить автопилот в случае непредвиденных ситуаций или отказа оборудования».

 

 

Конечно, Фолкс говорит о машинах, помимо автопилота оборудованных и традиционным рулем. Но ведь та же Google тестирует прототип авто, в котором рулевое колесо вообще отсутствует и роль водителя сведена практически к нулю. Значит ли это, что закон разрешит садиться в подобное авто в нетрезвом виде?

 

Фолкс считает, что нет: «Правила останутся теми же. Машины с помощью различных устройств смогут ограждать пьяных от вождения, а дорожные службы по-прежнему будут их задерживать».

 

Надо ли сдавать на права и учиться водить?

 

Для начала выделим два типа самоуправляемых авто: оборудованные рулем и полностью автономные. Первые уже существуют и для их вождения права получать обязательно.

 

Самоуправляемый автомобиль, оборудованный рулевым колесом, от Tesla

 

При этом даже человек с правами не может чувствовать себя за рулем уверенно: ученые доказали — если машина долго едет на автопилоте, человек отвлекается и не может в случае необходимости (например, аварийная ситуация из-за ошибки бортового компьютера) быстро перехватить управление.

 

 Полностью автономный самоуправляемый автомобиль от Google

 

Патрик Лин


профессор Политехнического университета штата Калифорния

 

«Люди еще не умеют мгновенно реагировать на аварийные ситуация после того, как долго не управляют автомобилем. Они не привыкли к такой смене способа управления»

 

 

Более того, нет даже специальных курсов, на которых владельцев самоуправляемых автомобилей учили бы, что делать в таких ситуациях. В США этот вопрос уже пытаются решить. «Сейчас мы активно обсуждаем курсы и лекции для водителей, — рассказал изданию Spectrum Бернард Сориано, заместитель директора департамента автомобильного транспорта Калифорнии. — Возможно, мы возьмем некоторые элементы из курса по обучения водителей-тестеров в компаниях, разрабатывающих самоуправляемые автомобили». В такой курс входят, к примеру, семинары по возможностям и ограничениям технологии автопилотирования, компьютерные симуляции непредвиденных ситуаций на дороге.

Департамент транспорта правительства Великобритании в феврале этого года заявил, что не видит необходимости вносить изменения в законы из-за появления автомобилей с функциями самоуправления. То есть их владельцы будут получать права в обычном порядке, без каких-то дополнительных экзаменов. Что касается полностью самоуправляемых авто, без руля, теоретически британцы смогут их водить вообще без прав, считает департамент транспорта. Что думают об этом в других странах, пока неизвестно.