Стиль
Впечатления «45 лет»: драма с героем, героиней и призраком
Стиль
Впечатления «45 лет»: драма с героем, героиней и призраком
Впечатления

«45 лет»: драма с героем, героиней и призраком

Фото: kinopoisk.ru
В одном из самых интересных британских фильмов года Шарлотта Рэмплинг и Том Кортни играют супругов, чья 45-летняя история отношений проходит тест на прочность в преддверии празднования годовщины.

Фильм «45 лет», поставленный Эндрю Хэем по рассказу Дэвида Констэнтайна «В другой стране», начинается со сцены прогулки учительницы из Норфолка Кейт (Шарлотта Рэмплинг) с собакой. Плоская местность, аллеи и открытое поле — в этом поселке народу мало, все на виду, идеальное место для жизни в старости и для того, чтобы живущей в доме с внутренним двориком пожилой паре отпраздновать с соседями и друзьями годовщину долгой совместной жизни.

Том Кортни в роли Джеффа и Шарлотта Рэмплинг в роли Кейт

За несколько дней до праздника Джефф (Том Кортни) получает письмо, в котором как единственному оставшемуся в живых близкому сообщается, что тело его провалившейся под лед в Альпах полвека назад подруги Кати найдено из-за таяния снегов. Из-за вечной мерзлоты Катя сохранилась такой же, какой была пятьдесят лет назад. Как хорошая жена, Кейт начинает расспрашивать Джеффа, чтобы помочь ему разобраться с прошлым и в своих чувствах, и когда он отвечает, что любил Катю настолько, что женился бы на ней, живая супруга начинает переосмысливать их отношения.

Режиссер Эндрю Хэй прославился четыре года назад новаторской гей-драмой «Уик-энд», в которой отошел от типичной тематики фильмов о сексуальных меньшинствах (проблемы камин-аута, вечеринки, блестки и ссоры с родственниками) и показал рутину жизни двух очень разных любовников — работяги и богемного куратора. Как-то в интервью он сказал, что после исследования начала романа захотел разобраться в том, что происходит с парами в долгих отношениях. Насколько правдиво мнение, что два человека действительно добровольно хотят быть всю жизнь вместе, а не цепь ли это случайностей и нереализованных возможностей, осознание которых может поставить под сомнение правильность выбора партнера или — шире — прожитой жизни.

Кадр из фильма «45 лет»

Мысль о том, что с течением времени две личности незаметно и постепенно начинают терять собственную индивидуальность и прорастать в другого человека настолько, что отторжение неизбежно и болезненно, показана у Хэя с безжалостной прямотой и мало представима, например, в голливудском фильме, в котором вся неприглядная правда покрывается жанровым глянцем. Если «45 лет» что-то и напоминает, так это картины главного хирурга европейского кино Махаэля Ханеке, показавшего в «Скрытом» силу, с которой прошлое вторгается в сегодняшнюю реальность, а в «Любви» — цену, которую приходится платить за настоящую многолетнюю близость.

На последнем кинофестивале в Берлине Рэмплинг и Кортни получили призы за актерские работы, и справедливо — в «45 годах» зрелые актеры, любимые несколькими поколениями зрителей, играют едва ли не свои лучшие роли. Собственно, в кадре, кроме них, почти никого и ничего нет. Есть героиня, герой и невидимый призрак, который уводит их все дальше друг от друга, и Рэмплинг играет это отчуждение одним косым взглядом или жестом, но они в сто раз действеннее, чем любая полноценная истерика.