Стиль
Впечатления «Марсианин»: сила науки и космического диско
Стиль
Впечатления «Марсианин»: сила науки и космического диско
Впечатления

«Марсианин»: сила науки и космического диско

Фото: kinopoisk.ru
В прокат выходит новый фильм Ридли Скотта — меньше чем через год после его же «Исхода». И хотя между Моисеем и одиноким астронавтом можно найти сходство, «Марсианин» — свидетельство того, насколько разным может быть один из лучших современных режиссеров.

Весь интернет уже отшутился по поводу того, что Ридли Скотт снял «Гравитацию 2: мужская версия», или даже «Спасти рядового Райана в космосе», но перед тем, как упрекать фильм во вторичности, его сначала стоит посмотреть.

Потому что вы будете удивлены. Вся маркетинговая кампания «Марсианина» обещала напряженный триллер о медленном — из-за расстояний — спасении застрявшего на непригодной для жизни планете астронавта. На самом деле это один из самых легких и веселых фильмов нынешнего осеннего сезона, когда выходит «серьезное» кино с прицелом на «Оскар». А в том, что у «Марсианина» будет ворох номинаций, сомнений нет — схожая по тематике «Гравитация» в 2013 году получила семь «Оскаров».

На этом параллели с фильмом Альфонсо Куарона не заканчиваются. «Марсианин» вышел в Америке в тот же октябрьский уикенд, что и ровно два года назад «Гравитация». Картина с Сандрой Буллок со сборами под $56 млн только за первые выходные побила исторический кассовый рекорд месяца, раньше считавшегося неудачным для кинопроката. «Марсианин» чуть не обновил этот рекорд, собрав $55 млн. А это означает, что киностудии и дальше будут финансировать фильмы, популярно рассказывающие об опасных отношениях человека и космоса. Наука, показанная в кино доступными популярными средствами, доказывает свой коммерческий потенциал.

Потому что «Марсианин» все же в первую очередь популярный фильм, снятый для массовой аудитории, а не научно-популярный о завоевании планеты. Даже больше, чем «Гравитацию» (по тематике) и «Спасти рядового Райана» (по сюжету, к тому же главные роли и там, и в «Марсианине» играет Мэтт Дэймон) фильм напоминает «Изгоя», только вместо необитаемого острова здесь целая планета. Это фильм о том, как человек рассчитывает свои силы и возможности в состоянии, близкому к отчаянию, Робинзоне Крузо эпохи межпланетных полетов. Разница в деталях. Так как человек существо социальное, где бы он ни оказался, он находит своего Пятницу. Для Тома Хэнкса в «Изгое» это был мячик Уилсон, для Мэтта Дэймона таким Пятницей оказывается единственная музыка, которую он находит после отлета коллег — диско, оказывающееся здесь комическим громоотводом в отчаянной ситуации.

Интересно, как Скотт вообще работает со звуком и музыкой. На Марсе каждое завывание ветра — предвестник возможной гибели, и в этом смысле перед нами настоящий, практически сделанный из ничего триллер. Легкомысленное девчачье диско выполняет отвлекающую от трагедии функцию. А когда НАСА по-настоящему приступает к миссии спасения своего человека, играет «настоящая», уважаемая поп-музыка — «Starman» Дэвида Боуи.

С экрана нам как будто говорят: «Дерьмо случается» (в фильме настоящие засохшие человеческие экскременты спасают в качестве удобрений жизнь Марку Уотни), но если правильно раскинуть мозгами под жизнеутверждающую музыку, можно как-то выкрутиться. И в этом смысле выдуманный сюжет позволяет Скотту дать людям тот долгожданный хэппи-энд, которого не дождешься, допустим, в недавнем «Эвересте», основанном на реальной трагедии.