Стиль
Впечатления Почти да Винчи
Впечатления

Почти да Винчи

Фото: Архивы пресс-службы TSUM Art Fondation
В Пушкинском музее открылась выставка Александра Пономарева по мотивам рисунка «Витрувианский человек».

ГМИИ им. Пушкина


Волхонка, 12

до 1 ноября 2015 года

 

Пушкинский музей при поддержке ЦУМ Art Foundation показывает проект Александра Пономарева «Ветрувианский человек». Выставка состоит из двух частей: инсталляции на фасаде и экспозиции в зале, где работы художника соседствуют с произведениями мастеров XVI-XX веков.

ГМИИ продолжает мировой тренд: крупнейшие музеи — взять хотя бы Лувр, Версаль или Эрмитаж — включают в сферу своих интересов современное искусство и выставляют его вместе с классическим. Пушкинский, правда, действует смелее многих и первым из московских коллег решается на осовременивание экстерьера: до 11 ноября его серую колоннаду украшают огромные авиационные ветроуказатели, их яркие сине-красные полосы придают ей почти матиссовский колорит.

 

Этот эффектный жест — лишь прелюдия к главной части экспозиции: диалога произведений Пономарева и графики Матисса, Дюррера, Хокусая и Пиранези, довольно условно символизирующих стороны света. В точке пересечения осей выставлена видеодокументация перформанса Пономарева в водах Атлантики. Для проекта художник создал копию ветроуказателя, прикрепил ее во время экспедиции судна Российской академии наук между мачтами и оставался в ней в позе Витрувианского человека — вписанного в круг и квадрат героя одного из самых знаменитых рисунков Леонардо да Винчи. Пономарев назвал себя «Ветрувианский человек»: смена буквы, по замыслу автора, указывает на единение с природой и ее стихиями.

 

 

Выставка продолжает политику Пушкинского в отношении современного искусства: в ГМИИ попадают только те произведения, которые очень внятно иллюстрируют идею о том, что актуальное вдохновляется классическим. Пономарев транслируют этот посыл как нельзя лучше, ведь налицо преемственность от XV века. Включение в экспозицию работ Хокусая, Пиранези и Дюррера символизирует универсальность мира и вечные ценности искусства — идея для выставки явно не новая, но Москве такие экспозиции будут нужны еще долго: большинство зрителей вряд ли смирятся с многометровыми красно-синими инсталляциями на фасаде Пушкинского, если наглядно не объяснить им, что это и да Винчи — почти одно и то же.