Стиль
Впечатления На новой Сцене на Сретенке обещают «элитарные, изящные спектакли» для «модных ребят»
Стиль
Впечатления На новой Сцене на Сретенке обещают «элитарные, изящные спектакли» для «модных ребят»
Впечатления

На новой Сцене на Сретенке обещают «элитарные, изящные спектакли» для «модных ребят»

Фото: Итар-Тасс
Одно из самых ожидаемых событий нового театрального сезона – открытие Сцены на Сретенке. Чтобы выветрить из филиала Маяковки запах нафталина, починить протекающие трубы и создать современную театральную площадку, понадобилось три года.

Вместе с автором премьерной пьесы «Декалог на Сретенке» Сашей Денисовой «РБК. Стиль» разбирался в прошлом, настоящем и будущем Сцены.

 

Такие новости

 

Швабры, дрели, стремянки... Нет, это не реквизит к спектаклю. За неделю до открытия Сцены на Сретенке здесь идут последние приготовления. Пожилая дама с осанкой актрисы и прической работницы советской прачечной домывает деревянные полы в фойе театра, маляры наносят последний слой краски на стены, а художники Анна Румянцева и Алексей Трегубов мелками дорисовывает карту Сретенки. К 19 сентября все работы завершат, а посетителей станут пускать не через служебный вход, прямо над которым — жилая квартира со шторами и цветами на подоконнике, а через главный.

На премьере спектакля «Декалог на Сретенке» зритель сможет оценить, как изменилась сцена после трехлетнего капитального ремонта. «В восьмидесятые, когда худрук Маяковки Гончаров занимался в филиале со студийцами, а молодой Каменькович ставил тут свои первые спектакли, на Сретенке хулиганили, — говорит Саша Денисова. — Это была площадка с молодежным направлением, куда, как и на основную сцену Маяковки, билетов было не достать. Тут шли культовые спектакли — Светлана Немоляева и Александр Лазарев играли в «Крике лангусты», а в «Наливных яблоках» вся сцена утопала в этих яблоках, и ими даже зрителей кормили... Но в последние годы перед реконструкцией филиал был уже очень «советским», ветхим — какие-то допотопные плюшевые диваны, словно несущие на себе бремя вечности, сцена-коробка… Было понятно, что все это устарело».

 

Переделка 2.0

 

Проект реконструкции Сцены на Сретенке — дело рук нынешнего художественного руководителя Маяковки Миндаугаса Карбаускиса — представителя поколения театральных руководителей «сорок плюс». Он из той же когорты, что и режиссер Кирилл Серебренников, который в 2012 году получил в распоряжение Театр имени Гоголя и всего за полгода возродил забытый даже самыми преданными зрителями зал.

Карбаускису времени понадобилось больше. Но на нем была еще и основная сцена Маяковки — там за три года худрук дал 18 премьер и сам поставил три спектакля. Приход Карбаускиса в Театр Маяковского в мае 2011 года как раз совпал с закрытием филиала на Сретенке на реконструкцию. На роль  автора «новой Сретенки» позвали театрального художника и архитектора Сергея Куцевалова, который к тому времени уже отметился обустройством пространств Театра-студии Олега Табакова, «Другой сцены» Современника и Студии театрального искусства Сергея Женовача.

«Сергей Куцевалов — кудесник театральных зданий, — считает Саша Денисова. —  Он преобразил Сцену на Сретенке. Здесь теперь аскетичное сочетание белого кирпича и модернистских ребер каркасной конструкции, какие-то невероятные антикварные железные светильники, краники и навигация в виде ржавых изящных деталей. Увидите — это дизайн современного лофта, куда приходят провести время самые модные ребята. Сцена-трансформер, свет, звук — все делает Сцену на Сретенке одной из самых оснащенных площадок Москвы. 3D-фигурки актеров на полках (их для этого сканировали в полный рост) — такого оформления город еще не видел. Сцена на Сретенке должна стать еще одной современной площадкой: здесь будут идти элитарные, изящные спектакли».

Прогон спектакля "Декалог на Сретенке"

 

Вначале было слово

 

Сцена, которую  нынешние обитатели сознательно избавили от пренебрежительного звания «филиала», откроется спектаклем-променадом Никиты Кобелева «Декалог на Сретенке»  по пьесе Саши Денисовой. В Европе и Америке этот жанр уже прочно вошел в репертуар многих театров — от прогулок в сконструированных лабиринтах внутри самих театров до «бродилок» в зданиях заброшенных заводов, доков и недостроенных небоскребов.

«Декалог…» — это история о современных грешниках, объединенная географией Сретенки. Спектакль убьет сразу двух зайцев: познакомит зрителей с обновленным театральным пространством  — во время спектакля они побывают в гардеробе, буфете и на складе, а также с историей района, где расположен театр.

Режиссер Никита Кобелев во время прогона спектакля "Декалог на Сретенке" 

 

«Декалог — наша с Кобелевым любимая история, — рассказывает Саша Денисова. — Идею поставить спектакль о десяти заповедях придумал Карбаускис и подарил нам. В 20-градусный мороз мы с актерами ходили по Сретенке, изучали район, посещали антикварные магазины, искали открытки с домами, снесенными Сталиным, разговаривали с чудесными старушками, которые не расселились из своих старинных квартир, хотя олигархи скупили полрайона. Казалось, как выжить старушкам — а вот живут ведь, ходят там рядом с ЛУКОЙЛом и «Евроцементом», кормят кошек и вспоминают уходящую Москву. У нас и главная героиня — бабушка, в голове которой весь кавардак на тему библейских заповедей и происходит. Там появляются Петр I и колдун Брюс, черные книги, Сухарев рынок, публичные дамы из борделей на Трубной, страшный суд в Древней Руси по законам «Русской правды», жлобы, которые могут убить за то, что в метро на ногу наступишь. Какой-то дурдом слегка, конечно. И, конечно, такого, чтобы в академическом театре играли рядом с тобой, нос к носу, локоть к локтю, на лестнице, в буфете, такого еще не было. Ну и тема не самая расхожая, как ни странно. Десять заповедей? Кто о них помнит? Ветхий завет какой-то... А они все еще работают!»

В планах руководства Сцены — играть здесь каждый день. «На полный ход, когда на Сретенке мы будем давать около 20 спектаклей в месяц, мы хотим выйти к будущему марту–апрелю», — делится перспективами директор Театра Маяковского Леонид Ошарин.

Подвал жилого дома №21 в Пушкаревом переулке — театральная площадка с вековой историей. Еще в 1913 году присяжный поверенный Ролл задумал возвести неподалеку от оживленной Сретенки здание «для кинотеатра, ресторана и выставок». Планам Ролла помешала Первая мировая война, и в результате на этом месте в 1928 году возвели конструктивистский дом с коммуналками, а подвал отдали под театральные студии. В разные годы здесь ставили спектакли режиссеры Федор Каверин и Николай Хмелев, а с 1946 по 1950 год шли постановки Московского драматического Театра им. Станиславского. «Маяковка» получила Сцену на Сретенке в начале 1980-х годов, а первый спектакль — «Колокола Хатыни» — дали 8 мая 1981 года.


Анастасия Новикова