Стиль
Впечатления В Театре Вахтангова считают, что лучше заниматься любовью, чем политикой
Стиль
Впечатления В Театре Вахтангова считают, что лучше заниматься любовью, чем политикой
Впечатления

В Театре Вахтангова считают, что лучше заниматься любовью, чем политикой

Фото: vakhtangov.ru
В спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре имени Вахтангова хитрят, интригуют и признаются в любви, а о политике вспоминают лишь между закуской и супом.

У этой пьесы удивительная судьба. Бомарше писал ее несколько лет и сделал своему новому творению такой промоушен, что о пьесе говорили по всей Европе. Король Людовик XIV прочитал ее в рукописи и запретил ставить на сцене, заметив, что автор глумится над всеми ценностями, которые есть у французского государства, и если разрешить постановку, то следующим шагом придется разрушить Бастилию. Дальше началось самое интересное. Два года драматург боролся с государством, используя новые для того времени способы – прессу и общественное мнение, и победил. «Женитьба Фигаро» была сыграна в 1984 году в «Комеди Франсез». На премьеру ломился весь Париж, а у дверей театра образовалась такая давка, что три человека были насмерть задавлены толпой. А семь лет спустя Бастилию разрушили, и другой предприимчивый человек – современник Бомарше Пьер-Франсуа Паллуа – наладил производство сувениров из кирпичей тюрьмы и цепей заключенных.

В России «Женитьбу Фигаро» впервые поставили в 1816 году, но потом запретили на целых полвека, как, впрочем, и во многих европейских странах, где у нее долго была репутация политической пьесы. Но нам она дорога не столько своей историей, сколько оценкой Пушкина, который советовал читать пьесу всякий раз, когда приходят горькие мысли. И еще памятью о Фигаро – Андрее Миронове. В спектакле Театра сатиры, поставленном в 1969 году, он вел борьбу с могущественным графом Альмавивой. Это был нешуточный поединок, веселый, но в то же время трагичный, и Фигаро был безусловным героем.

 

Новая расстановка сил

В спектакле, поставленном Владимиром Мирзоевым на сцене вахтанговского театра, совсем другая расстановка сил. Главная роль здесь у графа Альмавивы, который в одиночку пытается выиграть шахматную партию, играя против толпы молодых, энергичных, нахальных, ловких и уверенных в своей безнаказанности обитателей замка. Максим Суханов все время находит неожиданные краски для своего героя, который приволакивает ногу, но продолжает волочиться за девушками.

В любовных сценах Альмавива откровенно смешон. Хотя графа можно понять: вокруг столько юных красавиц, да и вообще в замке только и говорят, что о любви. А вот о несправедливом суде, войне и мире здесь вспоминают лишь между делом, и даже судебный процесс, затеянный Марселиной против Фигаро, идет за обеденным столом, где-то между первым и вторым бокалом вина.

Мирзоев поставил политическую пьесу, но не стал акцентировать внимание на политике. Вместо этого получился веселый спектакль, который вполне может служить лекарством от грустных мыслей. Единственное, что стоит учитывать: граф Альмавива в нем один, а вот Фигаро – три: севильского цирюльника по очереди играют молодые вахтанговские артисты Леонид Бичевин, Дмитрий Соломыкин и Павел Попов, поэтому «Женитьба» всегда немного другая. Но так, видимо, и было задумано режиссером: графов ведь на свете меньше, чем цирюльников.


Татьяна Филиппова