Стиль
Впечатления Что стоит посмотреть в параллельной программе биеннале «Манифеста»
Стиль
Впечатления Что стоит посмотреть в параллельной программе биеннале «Манифеста»
Впечатления

Что стоит посмотреть в параллельной программе биеннале «Манифеста»

Фото: Пресс-материалы
Чтобы ознакомиться с проектами «Манифесты», придется поездить по Петербургу и даже отправиться в область. Но это стоит того: некоторые из 50 выставок кажутся интересней основного проекта.

Событий много — рискуешь надолго зависнуть, выбирая, что же выбрать в первую очередь. Есть, впрочем, must see — основная площадка параллельной программы в Первом кадетском корпусе. В зданиях, где некогда размещалась Академия тыла и транспорта, до конца осени работает добрый десяток выставочных проектов. В эти здания на Васильевском острове, полузаброшенные, с гулкими коридорами, удивительно хорошо вписалось современное искусство.

 

Слышать и видеть

«Процесс прохождения» Ивана Плюща впервые показали на II Уральской биеннале современного искусства в Екатеринбурге, в концертном зале Дворца культуры им. Орджоникидзе. За эту работу художник получил премию «Инновация» в категории «Новая генерация». Для «Манифесты» тотальную инсталляцию Плюща разместили в зале, где в 1917 году выступал Ленин.

Переместившись из бывшего конструктивистского памятника в одно из зданий Первого кадетского корпуса, «Процесс прохождения», кажется, стал еще больше. Огромная красная ковровая дорожка пересекает зал и, закручиваясь в клубок, уходит вверх. Зрители идут по мосткам, что проложены по бокам от инсталляции: под дорожкой — старые стулья, картина с выступающим на съезде Ильичом. Процесс распада советской эпохи с ее парадными мероприятиями, официальной эстетикой, сконцентрированный в инсталляции и помещенный в зал с историей, вдруг приобретает новое звучание. Бесконечная дорожка, которой нет конца, и невозможно даже понять, можно ли ее распутать, раз за разом возвращает зрителя в точку, где он делает выбор между прошлым и настоящим.

Эту тему продолжает видео Полины Канис «Официальный портрет», в котором она размышляет о традиции спортивных парадов и построения живых пирамид: под рычание мотоциклетного мотора один из участников перформанса изображает поднятие флага.

Выставка Открытой галереи «Что мы слышим, когда смотрим?» исследует взаимодействие музыки и визуальных искусств. «Рожи ветров» группы «МишМаш» объединены в инсталляцию «Пока не скажут: Стоп!»: перед ветряными скульптурами стоят пюпитры с нотами из оперных арий — надувающиеся, словно паруса, лица исполняют сложные партии. Владимир Смоляр в «Искусстве фуги» зарифмовал идеи Джона Кейджа и Марселя Дюшана. По обеим сторонам от молчащего объекта тянутся струны, сверху же вращается велосипедное колесо — так звук и визуальное восприятие соединяются в одном объекте. Постукивает при легком прикосновении бамбуковая роща Дмитрия Гутова: зритель проходит сквозь нее, словно через настоящие заросли.

Еще одна групповая выставка — Generation Start. Центр современного искусства «Винзавод» показывает работы молодых художников, которые с 2008 года выставляются на площадке «Старт». Для работ были выбраны учебные классы кадетского корпуса: у каждого художника — собственное пространство. Одна из самых ярких работ — «Элиминация» Аслана Гайсумова. Проржавевшие ворота с символикой Олимпиады-80 изрешечены пулями, часть комнаты за ними залита светом — так Гайсумов обозначает пространство, где должен располагаться дом. Ворота служат своеобразной границей между мирным временем и войной. «Вальс» Игоря Самолета — история о шапках, когда-то дефицитном товаре и символе достатка, осевшем теперь на барахолках. Художник дает им новую жизнь, располагая по ему одному ведомому ранжиру на подставках и украшая колокольчиками.

Аслан Гайсумов «Элиминация»

 

Замечательная жизнь

В Новом музее проходит ретроспектива Владислава Мамышева-Монро. Это первая масштабная выставка художника, организованная после его смерти. В залах собраны серии «Жизнь замечательных Монро», «Любовь Орлова», «Сказка о потерянном времени» — видео, графика, живопись, фотографии, коллажи. Жизнь как перформанс, жизнь как карнавал — история художника, менявшегося вместе со временем, существование образа под влиянием политических и прочих факторов.

 

Посмотри в глаза

«Искусственную жизнь» изучают на выставке в галерее «Мольберт». Это совместный проект московской Галереи 21 и Nasui Collection & Gallery из Бухареста. Кураторский проект Ксении Подойницыной изучает взаимодействие искусства и новых технологий. Жутковатые работы Феликса Дяка — парафразы традиционных украшений дома соседствуют с видео Тайаба Тарика и очеловеченными объектами Богдана Раца.


Анна Попова