Стиль
Впечатления Власти Москвы хотят изменить внешний вид Нового Арбата до неузнаваемости
Стиль
Впечатления Власти Москвы хотят изменить внешний вид Нового Арбата до неузнаваемости
Впечатления

Власти Москвы хотят изменить внешний вид Нового Арбата до неузнаваемости

Фото: Итар-тасс; russianlook.com
Новый Арбат хотят превратить в подобие нью-йоркской Таймс-сквер с помощью гигантских рекламных медиафасадов и смелых архитектурных решений с широким использованием иллюминации.

Смотрим в «книги»

Вообще-то проспект Калинина, как назывался раньше Новый Арбат, был подобием рекламной улицы и в советские годы: люди постарше помнят исполинские светящиеся буквы «СССР», загоравшиеся на четырех домах-книжках по праздникам. Сейчас это, должно быть, самая безвкусная улица в центре Москвы: усеянные вывесками самого разного дизайна фасады, заброшенные помещения вроде покинутого всеми «пассажирами» теплохода культурно-развлекательного центра «Арбат», который так и не нашел новых хозяев после изгнания из города казино. Гулять здесь не возникает никакого желания.

Какое-то время назад глава департамента СМИ и рекламы московской мэрии Владимир Черников рассказал об идеях развития Нового Арбата. На высотных зданиях могут появиться девять медиафасадов с рекламой, на крышах двухэтажек — световые купола, а вести к ним будут подсвеченные лестницы. Гулять москвичи будут не по пустым тротуарам, а по своеобразной аллее из четырех десятков световых колонн, световым же проекциям на асфальте и газонах, между «именных» стел с надписью «Новый Арбат». В смелых мечтах Владимира Черникова улица станет аналогом нью-йоркской Таймс-сквер, притягивающей миллионы туристов в том числе и своим рекламным безумием.

Правда, конкретные сроки реализации этих планов пока не названы. Возможно, главная сложность в том, что Новый Арбат — это правительственная трасса, и все нововведения требуют утверждения со стороны ФСО.

 

Купят ли рекламу?

«В самой идее я ничего плохого не вижу: она не лучше и не хуже других, — говорит архитектурный критик Григорий Ревзин. — Новый Арбат вообще неорганичная улица: у нее масштаб большого загородного шоссе, а рядом все маленькое. Поэтому и возникает столько идей его трансформации. Важна, скорее, бизнес-концепция, спрос на рекламу в этом месте».

Судя по словам Черникова, спрос на рекламные площади в виде медиафасадов есть, и большой. Ведь при всей эффективности этого вида рекламы власти Москвы им не злоупотребляют — на сегодняшний день выдано всего 18 разрешений на установку медиафасадов. «Мы не могли себе представить, что медиафасады, стоимость которых в отдельных случаях составляет 2,5 млн евро и выше, станут настолько востребованными», — замечает Владимир Черников.

Не зря чиновник мэрии проводит аналогии и с нью-йоркской Таймс-сквер. Наряду с лондонской площадью Пикадилли и токийским кварталом Гинза это самый наглядный пример того, как можно одновременно и зарабатывать на рекламе огромные деньги, и превратить какой-то район в культурный феномен, визитную карточку города, привлекающую миллионы туристов.

За рекламу на фасадах небоскреба One Times Square международные корпорации платят по 2—4 млн долл. в год. Дело настолько прибыльное, что владельцы здания не внакладе, даже несмотря на то что большинство офисных площадей в небоскребе пустует. А всего на Таймс-сквер более 200 билбордов и рекламных щитов.

Затраты на рекламу окупают себя многократно. Редкий турист в Нью-Йорке не заглянет на Таймс-сквер. Каждый год через это рекламное море «проплывает» более 100 млн пешеходов. А телевизионную трансляцию встречи Нового года с Таймс-сквер смотрит около миллиарда человек.
Популярность лондонской Пикадилли-серкус тоже измеряется десятками миллионов человек в год и бесконечным числом сделанных фотографий. На главной площади Лондона в отличие от Таймс-сквер всего шесть больших рекламных экранов. Но это осознанная ставка на эксклюзивность. В итоге даже простая смена рекламодателя на Пикадилли превращается в событие едва ли не мирового масштаба. Ведь за последние 20 лет оно происходило всего два раза: в 1994 году Samsung заняла место Panasonic, а в 2011-м закончилась 33-летняя прописка на Пикадилли неонового логотипа Sanyo. За интригой, кто же займет его место, следили миллионы людей.

При правильном подходе у Нового Арбата перспективы превратится в подобие Таймс-сквер примерно такие же потрясающие, как и размеры медиафасадов, которые можно разместить на домах-книжках. Способствует этому и битва властей Москвы с рекламной «грязью». Речь как о сокращении легальных рекламных площадей, которые «прячут» город от людей, так и о борьбе с помощью гигантских штрафов и демонтажа с нелегальными рекламными конструкциями (их в Москве, по подсчетам участников рынка, более пяти тысяч). А значит, спрос на хорошие рекламные площади должен лишь расти.

 

К единому стандарту

Разобраться, по крайней мере в центре города, собирались также с вывесками, лайтбоксами, табличками и прочими информационными конструкциями. В прошлом году Студия Артема Лебедева выпустила дизайн-код, где проанализировала основные их недостатки: несоответствие архитектуре, огромные размеры, закрывающие фасады декоративные панели. А также предложила новые стандарты для вывесок и рекомендации для фасадов домов на 11 улицах, в том числе и на Новом Арбате. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов тогда обещал, что к общему знаменателю все вывески приведут к сентябрю 2013 года. Но процесс затянулся.

«Изменений пока немного, но те, которые есть, улучшили городскую среду, — говорит арт-директор Студии Артема Лебедева Эркен Кагаров. — Они происходят постепенно, и их трудно заметить, находясь «внутри процесса». Но если, например, сравнить панорамы Google и «Яндекса» (у «Яндекса» они свежее года на полтора-два), то видно, что во многих местах ситуация с вывесками стала заметно лучше».

«С одной стороны, я небольшой любитель регулирования чего-либо: на мой взгляд, это часто способствует коррупции, — говорит Григорий Ревзин. — С другой — я прекрасно понимаю людей, которые это делают, потому что часто за рекламой мы не видим даже фасада здания».

 

Свет в окошке

В целом безразмерные баннеры рядом с Кремлем, многотонные логотипы автомобильных производителей, венчающие сталинские высотки и лозунги в духе Вавилена Татарского из «Поколения П», кажется, ушли в прошлое. Вместо них появились граффити на асфальте с телефонами целительниц и предложениями купить диплом или прописку.

«Реклама сейчас вообще стала спокойнее, — говорит социолог Любовь Борусяк, — в начале 1990-х бизнес не знал, как общаться со своей аудиторией, и предпочитал кричать. Но крик слышен только когда билбордов и баннеров немного, потом он заглушается, и нужно искать другую форму разговора».

Правда, иногда реклама продолжает оставаться бесцеремонной: так, два года назад жизнь людей в доме напротив огромного медиафасада на Волоколамском шоссе в прямом смысле заиграла новыми красками. Постоянный яркий свет в окнах заставил их обратиться к мэру Сергею Собянину, однако выяснилось, что на решение об установке этой конструкции могут влиять только собственники здания, на которой она находится. Яркость экрана в итоге уменьшили, но крутить рекламу на нем не перестали. Так что архитекторам и дизайнерам, которые будут создавать московскую Таймс-сквер, стоит учесть интересы не только туристов, но и жителей домов на Новом Арбате: едва ли они готовы к тому, что их жизнь станет неизмеримо ярче.


Егор Антощенко