Стиль
Впечатления На ММКФ показали «Самого опасного человека» Антона Корбайна
Стиль
Впечатления На ММКФ показали «Самого опасного человека» Антона Корбайна
Впечатления

На ММКФ показали «Самого опасного человека» Антона Корбайна

Фото: Кинопоиск
Третий фильм знаменитого голландского режиссера по одноименному роману Джона ЛеКарре.

Гамбург, в свое время ставший оперативным центром для взорвавшей башни-близнецы ячейки «Аль-Каиды», и спустя 13 лет после этих событий остается самой взрывоопасной точкой на карте Европы. Именно здесь, рассекая мутную балтийскую водичку, сходит на берег Иса Карпов (Григорий Добрыгин) — сын российского службиста и изнасилованной им чеченской девушки, боец исламистских бандформирований и жертва пыток в застенках ФСБ.

Бродяжнического вида юноша болтается по городу, втирается в доверие к немолодой турчанке и ее сыну-боксеру, зачем-то ищет способ встретиться с одним местным банкиром, еще не зная, что каждый его шаг уже отслеживает антитеррористическое подразделение с умудренным былыми неудачами ветераном разведки Гюнтером (Филипп Сеймур Хоффман).

Гюнтер — шпион, достаточно прозорливый, чтобы понимать: Карпов лишь пешка в чьих-то куда более крупных играх, и разумнее заставить его работать в своих целях, чем немедленно арестовать. Но многоходовую комбинацию, которую он затевает с участием чеченца, взявшей его под опеку правозащитницы (Рэйчел Макадамс) и того самого банкира (Уиллем Дефо), ставит под угрозу банальный конфликт интересов. Так что Гюнтеру приходится бороться не только с джихадистским подпольем, но еще и с собственными коллегами, а также и послом США (Робин Райт, крашеная под «воронье крыло»). Шанс оказаться в этой войне ведомств пешкой, в общем, есть и у него самого.

К третьему фильму голландца Антона Корбайна с тем, что клипмейкер Joy Division, U2 и Depeche Mode вырос в режиссера, свыклись уже более-менее все, и в первую очередь он сам. «Самый опасный человек» в отличие от «Контроля» и «Американца» уже ничем не выдает прошлые занятия своего автора — это стилистически сдержанное, избегающее чрезмерности и даже ремесленническое кино, если чему-то и верное, то первоисточнику, одноименному роману Джона ЛеКарре. Корбайн аккуратно воспроизводит книжный сюжет, полагаясь по части его насыщения смыслами прежде всего на свой актерский состав (а здесь даже в третьестепенных ролях заняты главные немецкие звезды момента — Нина Хосс и Даниэль Брюль). Хоффман в своей последней большой роли каждым жестом и репликой напоминает о масштабе потерянного нами с его смертью таланта. Макадамс, Дефо и Райт тоже привносят глубину в довольно плакатных, функциональных персонажей ЛеКарре, в оригинале служивших не столько полноценными героями, сколько отражениями различных взглядов в пресловутой войне с терроризмом. У Корбайна эти люди-функции оживают — за плечами каждого чувствуется груз прежних ошибок и неудач.

К сожалению, нельзя сказать того же об общем пафосе романа, перетекшем в сценарий экранизации. «Самый опасный человек» в первую очередь служит критикой американской внешней политики, не сильно изменившейся со сменой Буша-младшего (книга вышла еще при его правлении) на Обаму. Этот, пусть и праведный, запал заслоняет здесь все маленькие трагедии отдельных персонажей, что наиболее наглядно отображается через внутренний конфликт героя Григория Добрыгина. Пресловутый самый опасный человек, оказываясь предоставленным самому себе, не может найти себе занятия содержательнее, чем бесконечные запуски бумажного самолета в голую стену напротив. Следствие психологической травмы или аллюзия на 11 сентября? Вместо ответа фильм Корбайна выводит типичный лекарровский триллер в духе «Шпион, выйди вон». А размышление о разрушительном действии этой войны всех против всех на души участников оборачивается банальным высказыванием о том, что эта война не только вечна, но и безысходна.


Денис Рузаев