Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль В Париже выставили платья-колонны Мариано Фортуни
Стиль
В Париже выставили платья-колонны Мариано Фортуни
Платье и пальто Delphos (деталь), ок. 1919-1920
© Stéphane Piera / Galliera / Roger-Viollet
До 7 января 2018 года в Музее моды Галльера показывают платья-колонны Delphos любимого кутюрье Пруста — Мариано Фортуни-и-Мадрасо. Рассказываем, почему экспозицию «Fortuny, a Spaniard in Venice», стоит увидеть при первой возможности.

Кураторам выставки «Фортуни: испанец в Венеции» удалось собрать более 100 предметов одежды. Большинство из них взяты из архивов Palais Galliera, а также из мадридского музея Museo del Traje и венецианского Museo Fortuny. Основа ретроспективы Мариано Фортуни-и-Мадрасо (1871-1949) — его знаменитые «Дельфосы», созданные в 1909 году. Эти длинные, прямого кроя платья из тонкого шелка с мелкой плиссировкой — историки моды до сих пор не могут понять, как он добивался этого эффекта, — напоминали античные колонны. В Delphos не было ни корсетов, ни подчеркнутой талии, вместе с тем они прекрасно держали форму и показывали красоту женского тела. Чтобы сохранить плиссировку, платья держали свернутыми, как мотки пряжи, а по бокам и вокруг отверстий для рук и головы вшивали шелковые шнуры с бусинами из муранского стекла. В выставку также включили пальто из бархата с вышивкой в духе Ренессанса.

Модель в платье Delphos, ок. 1920
© Fondazione Musei Civici di Venezia / Museo Fortuny

Платья Delphos, 1919-1920 (слева) и 1940-е (справа)
© Stéphane Piera / Galliera / Roger-Viollet; Françoise Cochennec / Galliera / Roger-Viollet

Платье и пальто Delphos, ок. 1919-1920
© Stéphane Piera / Galliera / Roger-Viollet

До начала XX века Фортуни занимался живописью и архитектурой, работал художником-декоратором (он родился в семье художника в Гранаде, а после смерти отца семья перебралась в Венецию). Только в 1906 году Мариано обратился к тканям. Его первым опытом в моде стали так называемые «кносские шарфы» — широкие шелковые шарфы с принтами, на которые Фортуни вдохновили орнаменты с древнегреческих ваз минойского периода.

Платье Eleonora, ок. 1912
© Stéphane Piera / Galliera / Roger-Viollet

Пальто, ок. 1920
© Stéphane Piera / Galliera / Roger-Viollet

Клиентками Фортуни были графиня Греффюль и ее дочь, Глория Вандербильт, Айседора Дункан, британская актриса, главная исполнительница женских ролей в пьесах Шекспира Эллен Терри. Известности Фортуни немало способствовал Марсель Пруст, считавший кутюрье выдающимся мастером: в романе «В поисках утраченного времени» его платья носят (или мечтают носить) герцогиня Германтская, Альбертина и другие.

Выставка «Фортуни: испанец в Венеции» продлится до 7 января 2018 года.