Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль От ювелира «на цепи» к законодателю мод: путь Стивена Вебстера
Стиль
От ювелира «на цепи» к законодателю мод: путь Стивена Вебстера
© пресс-служба Stephen Webster
Как изобрести коктейльное кольцо заново, переехать из Лондона на горнолыжный курорт и на каждом шагу делать невозможное, «РБК Стиль» рассказал создатель марки Stephen Webster, также показавший свой офис в Мейфэре и новые особенно интересные украшения.

Офис Стивена Вебстера на Албемарл-стрит в центре лондонского Мейфэра похож на кабинет редкостей. В его собственном кабинете с огромными окнами чего только нет: керамические черепа и настоящие бараньи рога, книги, крепкий алкоголь, награды ювелирных конкурсов, индейские головные уборы в перьях, бесконечное количество вырезок из журналов, эскизов, фотографий… Необычные мудборды висят и рядом с рабочими столами каждого из трех дизайнеров — на одном, например, вместе прикреплены фото зданий Фрэнка Гери и челюсти акулы. Висит он у главной в команде из трех дизайнеров Вебстера, Клэр, которая сейчас работает над новой коллекцией (о ней говорить мы пока не можем, выйдет она только в следующем году).

Стивен над дизайном коллекций и спецзаказов работает непосредственно с Клэр, а дальше она распределяет работу между членами команды. Дженис, например, пришла из компании, славящейся своими серебряными изделиями, а потому именно ей доверили делать барный сет из пары десятков предметов в стиле ар-деко для крупного клиента Stephen Webster из Бостона. «Сейчас все больше людей хотят делать что-то на заказ, — говорит мне Вебстер. — Коллекции коллекциями, но все наелись, все хотят получить нечто особенное, уникальное. В ювелирном искусстве пути получить уникальное, по сути, два: или купить что-то с очень большим и редким — то есть уникальным — камнем, и это самое простое, что можно сделать, или придумать свой дизайн». Вебстер показывает созданный на заказ серебряный футляр для вейпа Smoking Gun с винтажного вида изображением пистолета и инициалами. «Я решил, что стилистика должна отсылать к старинным предметам, даже к Фаберже, поэтому тут эмаль», — комментирует Стивен.

Среди созданного на заказ — и бокалы с ножками в жемчуге для яхты одного русского клиента, и серебряное ситечко для чая, и кольцо в стиле ар-деко с 7-каратным бриллиантом чистой воды (цвет D, чистота FL) в виде сердца для клиентки из Ливана. «Можете представить, как я «люблю» сердечки, — говорит Стивен. — Это мне принесла моя клиентка и сказала: «Вот у меня есть камень, я его ненавижу». Я решил убрать его романтизм и сделал очень геометричное кольцо в черно-белой гамме».

Стивен Вебстер

Браслет Hammerhead с сапфирами в технике невидимой закрепки из коллекции
Jewels Verne​​

Кольцо в стиле ар-деко с 7-каратным бриллиантом чистой воды (цвет D, чистота FL) в виде сердца для клиентки из Ливана

© пресс-служба Stephen Webster

Некоторые предметы, изначально созданные на заказ, становятся потом частью коллекции. Так случилось с Chef’s Knife Block. Это сет из шести ножей, ручки которых рассказывают об их назначении: они украшены отлитыми в бронзе головами животных, изображением лосося, артишоком (для мяса, рыбы, овощей). Но предметы это не декоративные, а вполне себе рабочие — со сделанными в Лондоне стальными лезвиями, не уступающими лучшим японским ножам. Продают их пока только в поп-ап-магазине украшений и драгоценных аксессуаров Stephen Webster для мужчин в Harrods — и очень успешно. Сеты по £7 тыс. охотно разбирают на подарки. Успех подтолкнул Вебстера к решению продавать один из ножей без набора, отдельно. «Правда, я выбрал самый дорогой нож с очень специальным гибким лезвием и сложным креплением рукояти, это нож для лосося, — рассказывает Вебстер. — Он будет стоить почти как полнабора». Еще один похожий сет — Cock & Bull Carving Set из ножа и вилки для разделывания мяса.

Делают эти и другие предметы не только в независимых мастерских, с которыми сотрудничает Вебстер, но прежде всего в собственном ателье, расположенном тут же на Албемарл на этаж выше. Делит его Stephen Webster с дружественной по причине общих владельцев компанией Garrard. Стивен знакомит с мастерами, с гордостью рассказывая о сохранении старинных техник, о годах преданной работы в компании (есть мастера, которые трудятся в этом ателье с четверть века). «Этот мастер работает над крестом, мы очень религиозная компания!» — шутит Вебстер. Он вообще все время шутит, и шутит хорошо. От этого и ирония в его украшениях такая правильная, смелая, часто на грани, но никогда не уходящая в китч. Stephen Webster вообще очень личная история, где многое строится на близких отношениях, на дружбе (так, например, появилась совместная коллекция I Promise to Love You с английской художницей, видной представительницей группы «Молодые британские художники» Трейси Эмин, давней подругой Стивена; так из любви Стивена к таксидермии — а он даже окончил специальные курсы — появился летящий лебедь как центральный элемент оформления бутика).

Серьезно он говорит только о по-настоящему для него важном. «Каждый год мы берем в ателье нового ученика, — серьезно рассказывает Вебстер. — Ученики очень важны, иначе некому будет передавать знания. Кто-нибудь из моих мастеров уйдет на пенсию — и все!» Стивен понимает, насколько это важно, как никто другой. Ведь он сам начинал со скамьи ювелира и прекратил делать свои украшения руками, только когда бизнес вырос до масштабов, в которых пришлось уделять главное внимание совсем иным вещам.

Эскиз кольца Pride из коллекции Seven Deadly Sins
Эскиз серебряного футляра для вейпа Smoking Gun

© пресс-служба Stephen Webster

В ювелирном деле Вебстер 42 года. «Все началось, когда мне было 16, я не знал ничего ни про что, — вспоминает он. — Решил пойти в художественную школу и выучиться на фешен-дизайнера, но потом увидел швейные машины и понял, что это не мое. По чистой случайности в этой школе было хорошее ювелирное отделение, так я попал на курс jewelry and silversmith». После школы Вебстер пару лет работал на компанию, которая вручную делала цепи.

«Было очень скучно, это была какая-то нескончаемая цепь», — снова шутит Стивен. Цепи так надоели, что он пошел стучаться в двери разных ювелирных ателье, только бы сменить род деятельности. По еще одному счастливому случаю дверь ему открыл Джон Дональд — знаменитый ювелир, создавший вместе с такими грандами, как Эндрю Грима, новое британское ювелирное искусство в 1960-е. Так в жизнь Вебстера вошли не просто изделия из драгоценного металла, а предметы с дизайном.

В биографии Стивена, изучить которую можно по книге «Gold Struck», написанной им самим («146 тыс. слов сам набрал, — смеется Вебстер, — на «Айпаде»), было еще немало счастливых случайностей. Например, он познакомился с канадцем, настоящим охотником за редкими камнями, который предложил ему переехать на канадский горнолыжный курорт и стать ювелиром его компании. «Для меня это было как похищение из Лондона, — вспоминает Вебстер. — Тот бизнесмен покупал камни с месторождений, привозил их мне в работу. Он привозил танзаниты, опалы, цавориты, мода на которые только начиналась».

После нескольких лет в Канаде Стивен вернулся в Англию, но сразу почувствовал себя не в своей тарелке — он уже работал в стиле, который не подходил Лондону. Тем временем канадец перебрался в Санта-Барбару и позвал Стивена работать туда, и Вебстер принял приглашение. Это были экстравагантные 1980-е, и ювелир делал вещи смелого, современного эпохе дизайна. Одно из его колец с белым и розовым золотом, гравированным розочками с бриллиантовыми сердцевинами, и сапфировым кабошоном купила Элизабет Тейлор. И тут снова можно вспомнить о счастливых случайностях, главная из которых была еще впереди.

Подвеска на цепи из коллекции Jewels Verne

Часть кольца-трансформера Magnipheasant, которую можно носить отдельно

Нож Cock, Cock & Bull Carving Set

© пресс-служба Stephen Webster

Вебстер всегда хотел быть новатором, изобрести украшение заново, стать первопроходцем. Так, 25 лет назад, уже вернувшись в Великобританию, он придумал принесшую ему славу огранку Crystal Haze — дуплет с вырезанным в форме дуги поделочным камнем внизу и фасетированным горным хрусталем вверху. Одно из этих колец приобрела Мадонна, и именно в нем ее запечатлели на сенсационном снимке в газете — ее первой совместной фотографии с Гаем Ричи. Компания Вебстера, где работали четыре ювелира, вдруг стала автором украшения, которое хотят все. Те, кто еще недавно говорил, что Crystal Haze — это модная однодневка и ее никто не купит, сменили риторику: «Вебстер изобрел коктейльное кольцо заново!» Еще его кольца стали называть «кольцами рок-звезд». Стивену это казалось смешным, и он создал самоироничное Rock Star Ring. «Правда, звезды от Элтона Джона до Оззи Оcборна на самом деле их покупали!» — вспоминает Вебстер. А дальше с неменьшим восторгом покупали ироничные украшения — и по совместительству первые предметы, в которых Стивен работал с титаном, — Seven Deadly Sins («Семь смертных грехов»), и коллекцию-долгожительницу Thorn, и ставшие бестселлерами кольца Fly by Night, и вдохновленные фигурой Боуи Lady Stardust, и сказочные Jewels Verne (браслет из этой коллекции даже удостоился чести попасть в постоянную коллекцию Музея Виктории и Альберта), и драгоценное путешествие Couture Voyage, которое приводило то в Нью-Йорк, то в Африку. В Африке Стивен и сам частый гость, нередко посещает месторождения и планирует следующую поездку весной 2018 года.

В сентябре Вебстер запустил новые коллекции — продолжения существующих линий. Во вдохновленных Jewels Verne украшениях появились миниатюрные предметы, интересное среди нового — каффы, есть тут и ироничная клешня, зажимающая жемчужину, но самое главное — браслеты Hammerhead. Браслеты с мотивом головы рыбы-молота — это ответ Вебстера Cartier. Он решил, что браслеты Love «его раздражают» и надо сделать свое той же силы украшение. Нужно сказать, у Стивена есть все шансы на успех, особенно у тех браслетов, что с невидимой закрепкой сапфиров и рубинов — камни ограняют под браслеты в Германии, но дизайнер планирует найти подрядчиков и в Швейцарии.

Fly by Night тоже пополнилась каффами — тонкими и более доступными по цене. А кольцо Femme Fatale с оригинальной конструкцией (коктейльное кольцо с солитером как часть рок-н-ролльной конструкции из металла, носить его можно и в составе сложного украшения, и отдельно), ранее существовавшее с бриллиантовым солитером, теперь сделали с разными цветными драгоценными камнями. Причем солитеры для кольца можно докупать отдельно.

В рамках Magnipheasant также появились трансформеры. Показывает мне новые украшения и с большим энтузиазмом рассказывает о них жена Стивена Ася. В ее инстаграме написано просто: «Посланник, пропагандист, муза и ближайший человек ювелира». И это без всяких преувеличений. Ведь именно она, а не Мадонна или Элизабет Тейлор, главный счастливый случай в жизни Вебстера, делающий его вселенную полной, все несочетаемое — сочетаемым, все невозможное — возможным.