Стиль
Вещи От ювелира «на цепи» к законодателю мод: путь Стивена Вебстера
Стиль
Вещи От ювелира «на цепи» к законодателю мод: путь Стивена Вебстера
Вещи

От ювелира «на цепи» к законодателю мод: путь Стивена Вебстера

Фото: пресс-служба Stephen Webster
Как изобрести коктейльное кольцо заново, переехать из Лондона на горнолыжный курорт и на каждом шагу делать невозможное, «РБК Стиль» рассказал создатель марки Stephen Webster, также показавший свой офис в Мейфэре и новые особенно интересные украшения.

Офис Стивена Вебстера на Албемарл-стрит в центре лондонского Мейфэра похож на кабинет редкостей. В его собственном кабинете с огромными окнами чего только нет: керамические черепа и настоящие бараньи рога, книги, крепкий алкоголь, награды ювелирных конкурсов, индейские головные уборы в перьях, бесконечное количество вырезок из журналов, эскизов, фотографий… Необычные мудборды висят и рядом с рабочими столами каждого из трех дизайнеров — на одном, например, вместе прикреплены фото зданий Фрэнка Гери и челюсти акулы. Висит он у главной в команде из трех дизайнеров Вебстера, Клэр, которая сейчас работает над новой коллекцией (о ней говорить мы пока не можем, выйдет она только в следующем году).

Стивен над дизайном коллекций и спецзаказов работает непосредственно с Клэр, а дальше она распределяет работу между членами команды. Дженис, например, пришла из компании, славящейся своими серебряными изделиями, а потому именно ей доверили делать барный сет из пары десятков предметов в стиле ар-деко для крупного клиента Stephen Webster из Бостона. «Сейчас все больше людей хотят делать что-то на заказ, — говорит мне Вебстер. — Коллекции коллекциями, но все наелись, все хотят получить нечто особенное, уникальное. В ювелирном искусстве пути получить уникальное, по сути, два: или купить что-то с очень большим и редким — то есть уникальным — камнем, и это самое простое, что можно сделать, или придумать свой дизайн». Вебстер показывает созданный на заказ серебряный футляр для вейпа Smoking Gun с винтажного вида изображением пистолета и инициалами. «Я решил, что стилистика должна отсылать к старинным предметам, даже к Фаберже, поэтому тут эмаль», — комментирует Стивен.

Среди созданного на заказ — и бокалы с ножками в жемчуге для яхты одного русского клиента, и серебряное ситечко для чая, и кольцо в стиле ар-деко с 7-каратным бриллиантом чистой воды (цвет D, чистота FL) в виде сердца для клиентки из Ливана. «Можете представить, как я «люблю» сердечки, — говорит Стивен. — Это мне принесла моя клиентка и сказала: «Вот у меня есть камень, я его ненавижу». Я решил убрать его романтизм и сделал очень геометричное кольцо в черно-белой гамме».

Стивен Вебстер

Браслет Hammerhead с сапфирами в технике невидимой закрепки из коллекции
Jewels Verne​​

Кольцо в стиле ар-деко с 7-каратным бриллиантом чистой воды (цвет D, чистота FL) в виде сердца для клиентки из Ливана

Стивен Вебстер

Браслет Hammerhead с сапфирами в технике невидимой закрепки из коллекции
Jewels Verne​​

Кольцо в стиле ар-деко с 7-каратным бриллиантом чистой воды (цвет D, чистота FL) в виде сердца для клиентки из Ливана

Некоторые предметы, изначально созданные на заказ, становятся потом частью коллекции. Так случилось с Chef’s Knife Block. Это сет из шести ножей, ручки которых рассказывают об их назначении: они украшены отлитыми в бронзе головами животных, изображением лосося, артишоком (для мяса, рыбы, овощей). Но предметы это не декоративные, а вполне себе рабочие — со сделанными в Лондоне стальными лезвиями, не уступающими лучшим японским ножам. Продают их пока только в поп-ап-магазине украшений и драгоценных аксессуаров Stephen Webster для мужчин в Harrods — и очень успешно. Сеты по £7 тыс. охотно разбирают на подарки. Успех подтолкнул Вебстера к решению продавать один из ножей без набора, отдельно. «Правда, я выбрал самый дорогой нож с очень специальным гибким лезвием и сложным креплением рукояти, это нож для лосося, — рассказывает Вебстер. — Он будет стоить почти как полнабора». Еще один похожий сет — Cock & Bull Carving Set из ножа и вилки для разделывания мяса.

Делают эти и другие предметы не только в независимых мастерских, с которыми сотрудничает Вебстер, но прежде всего в собственном ателье, расположенном тут же на Албемарл на этаж выше. Делит его Stephen Webster с дружественной по причине общих владельцев компанией Garrard. Стивен знакомит с мастерами, с гордостью рассказывая о сохранении старинных техник, о годах преданной работы в компании (есть мастера, которые трудятся в этом ателье с четверть века). «Этот мастер работает над крестом, мы очень религиозная компания!» — шутит Вебстер. Он вообще все время шутит, и шутит хорошо. От этого и ирония в его украшениях такая правильная, смелая, часто на грани, но никогда не уходящая в китч. Stephen Webster вообще очень личная история, где многое строится на близких отношениях, на дружбе (так, например, появилась совместная коллекция I Promise to Love You с английской художницей, видной представительницей группы «Молодые британские художники» Трейси Эмин, давней подругой Стивена; так из любви Стивена к таксидермии — а он даже окончил специальные курсы — появился летящий лебедь как центральный элемент оформления бутика).

Серьезно он говорит только о по-настоящему для него важном. «Каждый год мы берем в ателье нового ученика, — серьезно рассказывает Вебстер. — Ученики очень важны, иначе некому будет передавать знания. Кто-нибудь из моих мастеров уйдет на пенсию — и все!» Стивен понимает, насколько это важно, как никто другой. Ведь он сам начинал со скамьи ювелира и прекратил делать свои украшения руками, только когда бизнес вырос до масштабов, в которых пришлось уделять главное внимание совсем иным вещам.

Эскиз кольца Pride из коллекции Seven Deadly Sins
Эскиз серебряного футляра для вейпа Smoking Gun

Эскиз кольца Pride из коллекции Seven Deadly Sins
Эскиз серебряного футляра для вейпа Smoking Gun

В ювелирном деле Вебстер 42 года. «Все началось, когда мне было 16, я не знал ничего ни про что, — вспоминает он. — Решил пойти в художественную школу и выучиться на фешен-дизайнера, но потом увидел швейные машины и понял, что это не мое. По чистой случайности в этой школе было хорошее ювелирное отделение, так я попал на курс jewelry and silversmith». После школы Вебстер пару лет работал на компанию, которая вручную делала цепи.

«Было очень скучно, это была какая-то нескончаемая цепь», — снова шутит Стивен. Цепи так надоели, что он пошел стучаться в двери разных ювелирных ателье, только бы сменить род деятельности. По еще одному счастливому случаю дверь ему открыл Джон Дональд — знаменитый ювелир, создавший вместе с такими грандами, как Эндрю Грима, новое британское ювелирное искусство в 1960-е. Так в жизнь Вебстера вошли не просто изделия из драгоценного металла, а предметы с дизайном.

В биографии Стивена, изучить которую можно по книге «Gold Struck», написанной им самим («146 тыс. слов сам набрал, — смеется Вебстер, — на «Айпаде»), было еще немало счастливых случайностей. Например, он познакомился с канадцем, настоящим охотником за редкими камнями, который предложил ему переехать на канадский горнолыжный курорт и стать ювелиром его компании. «Для меня это было как похищение из Лондона, — вспоминает Вебстер. — Тот бизнесмен покупал камни с месторождений, привозил их мне в работу. Он привозил танзаниты, опалы, цавориты, мода на которые только начиналась».

После нескольких лет в Канаде Стивен вернулся в Англию, но сразу почувствовал себя не в своей тарелке — он уже работал в стиле, который не подходил Лондону. Тем временем канадец перебрался в Санта-Барбару и позвал Стивена работать туда, и Вебстер принял приглашение. Это были экстравагантные 1980-е, и ювелир делал вещи смелого, современного эпохе дизайна. Одно из его колец с белым и розовым золотом, гравированным розочками с бриллиантовыми сердцевинами, и сапфировым кабошоном купила Элизабет Тейлор. И тут снова можно вспомнить о счастливых случайностях, главная из которых была еще впереди.

Подвеска на цепи из коллекции Jewels Verne

Часть кольца-трансформера Magnipheasant, которую можно носить отдельно

Нож Cock, Cock & Bull Carving Set

Подвеска на цепи из коллекции Jewels Verne

Часть кольца-трансформера Magnipheasant, которую можно носить отдельно

Нож Cock, Cock & Bull Carving Set

Вебстер всегда хотел быть новатором, изобрести украшение заново, стать первопроходцем. Так, 25 лет назад, уже вернувшись в Великобританию, он придумал принесшую ему славу огранку Crystal Haze — дуплет с вырезанным в форме дуги поделочным камнем внизу и фасетированным горным хрусталем вверху. Одно из этих колец приобрела Мадонна, и именно в нем ее запечатлели на сенсационном снимке в газете — ее первой совместной фотографии с Гаем Ричи. Компания Вебстера, где работали четыре ювелира, вдруг стала автором украшения, которое хотят все. Те, кто еще недавно говорил, что Crystal Haze — это модная однодневка и ее никто не купит, сменили риторику: «Вебстер изобрел коктейльное кольцо заново!» Еще его кольца стали называть «кольцами рок-звезд». Стивену это казалось смешным, и он создал самоироничное Rock Star Ring. «Правда, звезды от Элтона Джона до Оззи Оcборна на самом деле их покупали!» — вспоминает Вебстер. А дальше с неменьшим восторгом покупали ироничные украшения — и по совместительству первые предметы, в которых Стивен работал с титаном, — Seven Deadly Sins («Семь смертных грехов»), и коллекцию-долгожительницу Thorn, и ставшие бестселлерами кольца Fly by Night, и вдохновленные фигурой Боуи Lady Stardust, и сказочные Jewels Verne (браслет из этой коллекции даже удостоился чести попасть в постоянную коллекцию Музея Виктории и Альберта), и драгоценное путешествие Couture Voyage, которое приводило то в Нью-Йорк, то в Африку. В Африке Стивен и сам частый гость, нередко посещает месторождения и планирует следующую поездку весной 2018 года.

В сентябре Вебстер запустил новые коллекции — продолжения существующих линий. Во вдохновленных Jewels Verne украшениях появились миниатюрные предметы, интересное среди нового — каффы, есть тут и ироничная клешня, зажимающая жемчужину, но самое главное — браслеты Hammerhead. Браслеты с мотивом головы рыбы-молота — это ответ Вебстера Cartier. Он решил, что браслеты Love «его раздражают» и надо сделать свое той же силы украшение. Нужно сказать, у Стивена есть все шансы на успех, особенно у тех браслетов, что с невидимой закрепкой сапфиров и рубинов — камни ограняют под браслеты в Германии, но дизайнер планирует найти подрядчиков и в Швейцарии.

Fly by Night тоже пополнилась каффами — тонкими и более доступными по цене. А кольцо Femme Fatale с оригинальной конструкцией (коктейльное кольцо с солитером как часть рок-н-ролльной конструкции из металла, носить его можно и в составе сложного украшения, и отдельно), ранее существовавшее с бриллиантовым солитером, теперь сделали с разными цветными драгоценными камнями. Причем солитеры для кольца можно докупать отдельно.

В рамках Magnipheasant также появились трансформеры. Показывает мне новые украшения и с большим энтузиазмом рассказывает о них жена Стивена Ася. В ее инстаграме написано просто: «Посланник, пропагандист, муза и ближайший человек ювелира». И это без всяких преувеличений. Ведь именно она, а не Мадонна или Элизабет Тейлор, главный счастливый случай в жизни Вебстера, делающий его вселенную полной, все несочетаемое — сочетаемым, все невозможное — возможным.