Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль Антиквары и ювелиры: в Гран-Пале открылась Парижская биеннале
Стиль
Антиквары и ювелиры: в Гран-Пале открылась Парижская биеннале
© Bertrand Rindoff Petroff/Getty Images
Старейший смотр антиквариата в Париже — Biennale des Antiquaires — изменил свой формат и статус. Новое название начавшейся 11 сентября ярмарки «Парижская биеннале» (La Biennale Paris) отчасти условно: она будет проходить ежегодно.

С 1956 года каждая вторая осень в Париже начиналась с замечательного события — Биеннале антикваров (Biennale des Antiquaires). Отныне крупнейшая антикварная ярмарка Франции, несмотря на свой титул «Парижской биеннале», будет проходить ежегодно. Так решило новое руководство Национального синдиката антикваров (SNA), выступающего ее организатором. В последние годы немалый приток клиентов обеспечивали ювелирные дома, которые, в отличие от галеристов-антикваров, представляли здесь свои свежие высокоювелирные творения, созданные специально к событию. В смотре принимало участие с десяток мировых ювелирных домов первой величины — Cartier, Van Cleef & Arpels, Boucheron, Chaumet и даже бренд из Гонконга Wallace Chan.

Противоречия обозначились быстро: торговцев стариной с их степенным музейным подходом к делу страшно раздражали стремительные продажи многомиллионных драгоценностей. К тому же ювелирам отвели самые центральные и престижные аллеи, да и павильоны их во много раз превышали скромные «кабинеты» древностей, которые оказались на периферии внимания публики. В прошлом году грандов с Вандомской площади попытались приструнить, предложив им стандартные выставочные площади, но по завышенной цене (имея в виду их быструю окупаемость). Ювелиры в полном составе покинули смотр. Но в результате биеннале 2016 года лишилась не только сверкающих бриллиантами витрин: примерно втрое упал поток посетителей, а вместе с ним и финансовые показатели самой ярмарки. Стало ясно, что с ювелирными брендами придется искать компромисс. Этим займется новое руководство: президент SNA Матиас Ари Жан и президент биеннале — американский коллекционер и миллиардер Кристофер Форбс.

Впрочем, некоторые производители уникальных драгоценностей все-таки вошли в число участников La Biennale Paris. Среди них ювелирный дом Boghossian, который уже второй год подряд присутствует на салоне. Семейный бренд с армянскими и ливанскими корнями расквартирован в Женеве. Визитной карточкой марки стала техника Inlay, при которой драгоценные камни самой высокой пробы вставляются один в другой по принципу объемной мозаики. Сапфиры и халцедоны, турмалины параиба и бриллианты точнейшим образом подгоняются по форме, так что между внешним и внутренним камнем не остается зазоров, а потребность в оправе отпадает. Кроме новых украшений high jewellery, Boghossian представляет драгоценный антиквариат: эмалевую брошь Lalique с жемчужиной (1905) и часы Verger Frères (1925).

За брендом Anna Hu Haute Joaillerie стоит бывшая виолончелистка родом из Тайваня, Анна Ху. Доступ в мир высокого ювелирного искусства ей обеспечил отец, торговец редкими драгоценными камнями. Отучившись в GIA, Анна поработала в аукционном доме Christie’s, домах Van Cleef & Arpels и Harry Winston, а десять лет назад (ей едва исполнилось 29) запустила свое ювелирное дело. Среди творений Анны Ху много композиций на тему природы, в том числе в духе ар-нуво. В павильоне Anna Hu Haute Joaillerie на биеннале можно увидеть колье по мотивам лилий Моне, браслет-кафф, созданный под впечатлением от ирисов Ван Гога, брошь-стрекозу из мерцающих опалов.

Семейство Мусаефф, известные собиратели цветных бриллиантов, тоже имеют свой стенд под стеклянным куполом Гран-Пале. Алиса и ее ныне покойный муж Шломо начали коллекционировать цветные бриллианты еще в 60-е, задолго до того, как их ценность была широко признана. К середине 1980-х, когда фантазийный оттенок перестали считать изъяном, и цены на цветные бриллианты резко пошли вверх, Мусаефф уже успели собрать неплохую коллекцию — в ней, в частности, есть крупнейший красный бриллиант Red Moussaieff весом 5,11 карата. Первый ювелирный бутик Moussaieff открылся в Лондоне в 1963 году. В этом году в Париж марка привезла титановое колье в виде пера с огромной параибой, серьги из цветных бриллиантов, великолепное кольцо Toi et Moi с фантазийными розовым и голубым бриллиантами огранки «маркиз».

Кроме ювелиров на биеннале представляют свои шедевры и часовщики. Стенд Франсуа-Поля Журна оформлен точь-в-точь как фирменный бутик F.P.Journe. Женевский часовщик представляет здесь свои сложные лимитированные модели Chronomètre à Résonance, Quantième Perpétuel и Sonnerie Souveraine.

Tourbillon Sonnerie Souveraine, F.P.Journe
© пресс-служба F.P.Journe

Большинство из 95 участников La Biennale Paris — европейцы. Топ-лотом обещает стать картина Пабло Пикассо «Антропоморфный пейзаж» из парижской галереи Helenе Bailly — шедевр оценен в сумму €5—6 млн.

La Biennale Paris в парижском Гран-Пале продлится до 17 сентября.