Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль Как мода снова заговорила с людьми о насущных проблемах
Стиль
Как мода снова заговорила с людьми о насущных проблемах
Модель показа Off-White на фоне световой инсталляции Дженни Хольцер в рамках Pitti Uomo 92
© пресс-служба Off-White
На международной выставке мужской моды Pitti Uomo 92 мода снова стала интересоваться судьбами мира. «РБК Стиль» разобрался, имеет ли это практический смысл и насколько дизайнеры обладают правом транслировать свои политические воззрения через одежду.

Когда бельгийский дизайнер Вальтер ван Бейрендонк, один из участников знаменитой «антверпенской шестерки», выпустил на парижский подиум моделей в майках из прозрачного пластика со слоганом «Прекратите терроризировать наш мир» в январе 2015-го, к кому конкретно он обращался и чего ждал? Несколькими неделями ранее на лондонской Неделе моды у молодого британского дизайнера Кристофера Шеннона появились джемперы с надписью «Спаси меня». Сама тема, как и эфемерные попытки защититься от непредсказуемого насилия, то и дело возникает в моде. Одежда с начала карьеры служит для британского же дизайнера Вивьен Вествуд своеобразной платформой, которая дает высказать все то, что наболело. Характерно, что после трех десятилетий анархических лозунгов, борьбы против загрязнения окружающей среды, за равноправие и честные выборы, на одной из серий ее футболок в 2005 году появилась надпись — «Я не террорист». Свои политические взгляды отстаивала и британка Кэтрин Хэмнетт: в 1984 году на прием к Маргарет Тэтчер она пришла в платье-футболке со слоганом «58% Are Opposed To Pershing», напоминающей 71-му премьер-министру Великобритании о результатах референдума по возведению в стране установок с ядерными ракетами. Впрочем, футболка с надписью «Выбери жизнь» тоже дело рук Хэмнетт. Говорила она, правда, тогда со «смертниками» не в современном понимании этого слова.

Маргарет Тэтчер и Кэтрин Хэмнетт
© facebook.com/pg/katharinehamnett

Во время показа коллекции Off-White сезона весна—лето 2018 в рамках Pitti Uomo 92 в середине июня дизайнер Вёрджил Абло, сын иммигрантов из Ганы, родившийся и выросший в Америке, использовал фасад флорентийского палаццо Питти, масштабной когда-то резиденции герцога Тосканского, для проекции отрывков поэм современных авторов, говорящих о проблеме беженцев, а также цитат из дневника военной медсестры, присоединившейся к польскому сопротивлению во время Второй мировой. Вернее, за саму световую инсталляцию отвечала известный художник-концептуалист Дженни Хольцер, активно работающая с текстом (одна из самых известных ее работ — надпись на огромной световой панели нью-йоркского небоскреба «Защитите меня от всего, что я хочу» 1982 года). На протяжении всего показа шла непрерывная проекция — слова складывались во фразы, фразы — в предложения, они не могли оставить равнодушными ни одного, кто может чувствовать, понимать, сопереживать, умеет рефлексировать. И на типичную для марки одежду, кажется, никто не обращал внимания в полумраке. Вернее, не она была важна в тот вечер, а тот посыл, который был передан художником и дизайнером зрителям.

Тема номадизма, перемещения из одной части земного шара в другую в поисках лучшей жизни, сейчас активно эксплуатируется в моде: как и в послевоенные годы XX столетия, когда мода уже не могла игнорировать социальные и экономические последствия разрушительных событий, стиль милитари и элементы военного кроя прочно вошли в словарь модельеров. Так и сейчас — стиль милитари никуда не делся, все же весь мир живет в чрезвычайно нестабильной обстановке, но к нему теперь добавилась типичная одежда «скитальца» — парки и анораки будто больше на несколько размеров, переосмысленная рабочая одежда теперь претендует на звание повседневной, и во всем торжествует многослойность.

Описывая свою идею журналисту The New York Times перед показом, Абло говорил, что хотел бы сделать то, чего ни Флоренция, ни «Питти» еще не видели. И промахивается. Дженни Хольцер в 1996 году совместно с дизайнером Хельмутом Лангом во время проведения Флорентийской биеннале уже делали проекции на фасады зданий и стены набережной реки Арно («Я чувствую твой запах на своей коже», «Я лгу тебе», «Ты мой целиком», «Я закрываю тебя», «И была кровь, никто не сказал мне, никто не знал» и т.д.). Но было ли в этом устремлении Верджила «показать что-то новое» и что-то ценное? Было. Вёрджил Абло вдруг говорит о том, что если ты ведешь за собой миллионы (не важно — на странице социальных сетей, через надписи на одежде или выступления в прессе), если можешь повлиять на то, о чем они думают, как себя ведут, то это необходимо использовать в благих целях.

Если есть хотя бы малейший шанс изменить мир или его часть всего лишь картинкой с надписью в Instagram либо привлечь внимание к какой-то проблеме более масштабными методами — это необходимо делать, в этом и есть суть современной гражданской, морально-этической ответственности. С подобным сложно не согласиться. А считают ли этот посыл те, кто привык стоять в очереди за очередной парой кроссовок, в то время как сотни тысяч людей ходят босиком по раскаленному песку или холодным мостовым? Стоит ли писать надписи на одежде, которую могут купить только богатые люди? Не выглядит ли это лишь насмешкой или позерством? У каждого свои методы. И за многими политическими выступлениями в большинстве своем стоит банальное желание заработать.
Но кое-что все же нужно добавить. Инсталляция Дженни Хольцер во время прошедшей выставки Pitti Uomo определенно войдет в историю — как одно из самых сильных высказываний в мире моды. Да, мода имеет голос. Даже если этот голос становится лишь светом, спроецированным на кирпичи старого итальянского палаццо.