Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль Объявлен годом панка: 40 лет легендарной субкультуре
Стиль
Объявлен годом панка: 40 лет легендарной субкультуре
© AP Photo/Michel Euler
Возникшее в 1976 году музыкальное направление — панк — навсегда осталось альтернативным. А в качестве модного стиля довольно быстро перекочевало из лондонских подворотен на мировые подиумы.
Материалы по теме
Мастера маскировки: камуфляж как одна из главных тенденций весны Гранж-эффект: проклятие, ставшее модой

Моментом рождения панка считается появление первой песни-манифеста группы Sex Pistols под названием «Anarchy in the UK», хотя первый в истории панк-сингл «New Rose» вышел за месяц до этого у группы The Damned. Возникшее в качестве формы социального протеста движение собирало всех, кто добивался громкого публичного резонанса — в том числе и шокирующим обывателя внешним видом. Одежда в стиле панк относилась (и во многом до сих пор относится) к категории «DIY», то есть «do-it-yourself» или «сделай сам». Одной из важнейших вех в ее истории стал магазин «Sex» Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена, в котором продавали изодранные футболки с полупорнографическими самопальными принтами.

Впрочем, коммерциализация панка не заставила себя ждать: уже через пару лет на подиумах начали появляться рваные и усеянные английскими булавками платья — по цене классического костюма Chanel.

Zandra Rhodes

1977 г.

Движимая, вероятно, патриотическими чувствами, англичанка Зандра Роудс первой из дизайнеров вывела панк на подиум. В черно-розовой коллекции, которую она назвала «Концептуальным шиком», имелся весь дежурный набор уличного стиля — изобилие золоченных английских булавок, порванного в определенных местах джерси, цепей, — причем по ценам совсем не уличным.

© collections.vam.ac.uk / Dimitrios Kambouris / AFP

Vivienne Westwood

1981 г.

«Нам захотелось выбраться из мрачных ощущений английского андеграунда», — объясняла Вивьен Вествуд свое желание показывать полноценные коллекции в рамках Недели моды. И коллекция «Пираты», в которой панк тесно переплетался с клубным стилем, получившим название «Новые романтики», стала окончательным идеологическим разрывом с эпохой Кингс-роуд и легендарным «Sex».

© viviennewestwood.com

Comme des Garçons

1982 г.

С начала 1980-х годов на Неделе моды в Париже регулярно показывается японская марка Comme des Garçons. Ее коллекция «Bag lady/post-Hiroshima» с полностью «деконструированной» одеждой и трикотажем со спущенными петлями, в Европе ассоциировалась с панком, хотя изначально имела другой концептуальный и эмоциональный посыл.

© Архив Comme des Garçons

John Galliano

1984 г.

Выпускная коллекция Джона Гальяно «Les Incroyables», показанная по окончании лондонского колледжа Сент-Мартинс, была создана в лучших традициях «сделай сам». Поскольку все предметы шились в единственном экземпляре самим дизайнером, то Гальяно пришлось собственноручно состаривать ткани, «заваривать» шелковые рубашки с чаем в ванне, добиваясь полинялого эффекта, а также имитировать полуоторванные пуговицы.

John Galliano's first fashion show - 1984 г.

Gianni Versace

1994 г.

Одна из коллекций Джанни Версаче, чей стиль отличался нарочитой сексуальностью и роскошью напоказ, была, по словам самого дизайнера, вдохновлена панком. Державшееся лишь на огромных золотых булавках черное платье, в котором актриса Элизабет Херли появилась на премьере фильма «Четыре свадьбы и одни похороны», стало, пожалуй, самой узнаваемой работой Версаче.

© Getty

Alexander McQueen

1995 г.

На протяжении всего своего творческого пути Александр Маккуин подходил к дизайну «по-панковски». С первых показов, например, «Highland Rape» («Насилие в Хайленде»), он демонстрировал прически и головные уборы, стилизованные под ирокез, разрезанную или как бы недоделанную одежду, зачастую в пятнах, похожих на следы крови. Тогда же появляются и знаменитые «бамстеры» — брюки, сидящие на бедрах настолько низко, что выставляют напоказ гораздо больше, чем просто бунтарский характер.

© Getty/Catherine McGann

Dior Homme

2002 г.

Эди Слиман посвятил одну из коллекций Dior Homme группе The Heartbreakers, пионерам американского панка. Дизайнер представил свою интерпретацию их узнаваемой белой сорочки с пятнами крови на груди.

© JEAN-PIERRE MULLER / AFP

Helmut Lang

2003 г.

Австрийский дизайнер Хельмут Ланг, всегда балансировавший на грани классического портновского искусства и эстетики андеграунда, выпускал на подиум практически реплики тех маек, в которых выходили на сцену отцы панк-рока и, в частности, участники группы The Clash.

© Marcio Madeira

Junya Watanabe

2006 г.

Протеже дизайнера Comme des Garçons Рей Кавакубо — японец Джунья Ватанабе — исследует сочетание традиционных и новых, высокотехнологичных материалов, из-за чего его стиль получил название «techno couture». Несмотря на несколько апокалиптическое впечатление, которое у зрителей оставляют его коллекции, в некоторых случаях его дизайнерские решения представляют собой гибрид традиционного панка и кибер-панка.

© AP Photo/Michel Euler

Maison Martin Margiela

2011 г.

Дизайнер-невидимка Мартин Маржела всегда любил деконструкцию в одежде. Для своей кутюрной линии Artisanal он, например, делал платья из пластика наподобие того, как лидеры Sex Pistols надевали на себя вместо одежды мусорные пакеты.

© Maison Martin Margiela