Стиль
Вещи Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции
Стиль
Вещи Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции
Вещи

Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА
Отмечая 35-летие сотрудничества с Паломой Пикассо, дом Tiffany & Co. приобрел колье, созданное ею в 1985 году. «РБК Стиль» узнал о других свежих приобретениях ювелирных марок.

Еще 40-50 лет назад ювелирные дома и не вспоминали о своей истории — куда важнее было открывать новые бутики в мировых столицах и снимать эффектные рекламные кампании. Об архивах задумались лишь в начале 1980-х, первыми это сделали Chaumet и Cartier. Именно здесь появились отделы по наследию, призванные систематизировать имеющиеся каталоги, эскизы и клиентские книги, а также создать коллекцию архивных драгоценностей. К началу 2000-х такие музейные собрания «для внутреннего пользования» имелись практически у каждого уважающего себя ювелирного бренда с большой историей. Van Cleef & Arpels, Bulgari, Boucheron и другие марки бросились на поиски исторических вещей, созданных десятилетия тому назад в родных стенах. Цены на антикварные и винтажные украшения стремительно пошли вверх, как и процент выручки ювелирных департаментов ведущих аукционных домов.

Конечно, ювелирные дома выкупают не все подряд, а лишь вещи, представляющие особый интерес. «Мы руководствуемся довольно четко разработанными научными критериями, — говорит директор по имиджу и наследию Cartier Пьер Райнеро. — Выбираем самые репрезентативные украшения, в которых воплощено все то, что дом Cartier дал ювелирному миру: наиболее оригинальные стилистические черты и ювелирные техники. Из двух вещей в одном стиле при прочих равных предпочтем более ранние экземпляры. Так, из украшений tutti frutti выберем вещь 1920-х, а если найдутся более поздние примеры стиля, то они должны наглядно демонстрировать его развитие: в частности, в коллекции есть колье tutti frutti 1936 года».

Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции

Брошь, Cartier Paris, 1910 г.

Одним из последних приобретений французского дома Cartier стала брошь 1910 года. Маленькая вещица размером 3,96 х 2,69 х 0,54 см из золота и платины с бриллиантами огранки «роза» и изумрудными кабошонами оказалась очень важным предметом для истории декоративного искусства: на ее примере можно увидеть первые эксперименты дизайнеров Cartier с геометрическими и абстрактными мотивами в ювелирном рисунке. В 1910 году брошь была продана Великому князю Павлу Александровичу, сыну императора Александра II.

 

Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции

Сумочка, Boucheron, 1954 г.

Этот аксессуар в виде круглой пудреницы на витом шелковом шнурке был изготовлен в 1954 году, первый владелец приобрел его в лондонском бутике Boucheron. Корпус из золота и серебра с вкраплениями рубинов имеет необычную круглую форму, резная крышка с орнаментом из переплетающихся цветов и порхающих бабочек позволяла не только придать воздушность декору, но и уменьшить вес. Внутри расположены пудреница с пуховкой, футляр для помады и маленькая расческа.

 

Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции

Колье Bulgari, около 1969 г.

Богатое колье из платины и желтого золота украшено крупными рубиновыми кабошонами и бриллиантами, причем лапки закрепки исполнены в виде стилизованных розовых шипов. Калиброванные кабошоны рубинов общим весом 218 каратов заключены в оправу в форме листа. В передней части колье камни образуют двойной ряд. Украшение было выкуплено домом Bulgari на аукционе Christie’s в Женеве за $ 340549,00.

 

Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции

Парные браслеты, Van Cleef & Arpels, 1973 г.

Древние цивилизации Средиземноморья и Востока вдохновили не только искусство ар-деко 1920-30-х, но и богемный стиль hippy chic 1970-х. Именно в эту эпоху мастера Van Cleef & Arpels вернули к жизни некоторые из почти утраченных ювелирных ремесел, в частности технику грануляции и чеканки по желтому золоту. Два широких браслета-каффа сделаны из желтого золота, а изображение мифологических героев и сюжетов выполнено способом чеканки (or martelé) специальным молотком. Перед нами ювелирная история о Минотавре, Тесее, Зевсе и Ариадне.

 

Как ювелирные бренды пополняют свои архивные коллекции

Колье Blue Book, Tiffany & Co., 1985 г.

Это знаковое колье (в комплекте с парой клипсов), созданное Паломой Пикассо, дом Tiffany & Co. приобрел на аукционе Sotheby’s за почти $ 500 тыс. Покупку приурочили к 35-й годовщине сотрудничества с дочерью Пабло Пикассо и знаменитым дизайнером, известным оригинальными сочетаниями цветных камней. Колье из коллекции Blue Book 1985 года составлено из 15 крупных камней ярких оттенков общим весом 416,09 карата. 9-каратный танзанит, рубеллит весом 67 каратов, а также перидоты, турмалины, топазы и другие цветные минералы обрамлены фирменной оправой в виде литеры «Х» из бриллиантов, желтого золота и платины. Сама Палома Пикассо надевала это украшение на бал Института костюма Метрополитен-музея в 1985 году.