Стиль
Жизнь 5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой
Стиль
Жизнь 5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой
Жизнь

5 необычных форматов семьи, которые могут стать нормой

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
«РБК Стиль» разобрался, как поколение Z, геймеры и дети-блогеры разрушают устои традиционной семьи.

Полиаморией сегодня никого не удивить. Зато можно эпатировать привычными еще несколько десятилетий назад заявлениями вроде «мужчина — добытчик, а женщина — хранительница очага». Общество становится толерантнее к различным пониманиям и проявлениям любви, формат и функции семьи трансформируются под влиянием потребностей современного человека. К чему такие метаморфозы могут привести уже в недалеком будущем?

 

Брак как временная сделка

Брачный договор — не нововведение нашего времени: еще в Древнем Риме супружество можно было оформить как гражданско-правовую сделку, а у шиитов разрешен так называемый брак для удовольствия — мута или сигэ, — который заключается на определенный срок по взаимной договоренности супругов. В Японии в середине XIX века возник институт «временных жен» для иностранцев, и просуществовал он до окончания русско-японской войны.

Впрочем, несмотря на то что брак традиционно был прагматичным предприятием, благодаря влиянию церкви мы до сих пор считаем его союзом, заключенным на небесах, а оттого женитьба по расчету и частая смена обручальных колец вызывают осуждение в обществе. Однако в последнее время моральные шаблоны все громче трещат по швам.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»

Так, вызов семейным ценностям бросает поколение Z. Опрос, который провела в 2018 году британская организация C4M, выступающая за сохранение традиционной семьи, показал: четверть молодых людей в возрасте 18–24 лет считают, что брак должен оформляться как срочный договор с возможностью пролонгации. Треть респондентов той же возрастной категории не видят ничего дурного в полигамии, а половина опрошенных из 2002 людей разных возрастов уверены, что для расторжения брака достаточно лишь желания одного из супругов.

Равноправие детей и взрослых

Меняются сегодня и взгляды на семейную иерархию. Значит ли, что если взрослый, то главный?

Клинический психолог Михаил Владимирский говорит: «Практика разводов и серийной моногамии приводит к увеличению влияния в семье детей, которые могут, например, обладать правом вето на новый брак родителя и выбирать, с кем из взрослых они останутся в случае развода. Власть же взрослых над детьми последовательно ограничивается законодательно. Ребенок может пожаловаться на ненадлежащее обращение и покинуть семью. Совершенно особая ситуация — много зарабатывающие дети».

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
 

Инцест не табу

Во времена отсутствия контрацепции табу на инцест имело рациональное основание, ведь в близкородственных браках высока вероятность рождения больных детей. Но если детей родственники не планируют, то запрет оказывается менее обоснованным.

В Португалии, Испании, Сербии инцест между взрослыми по обоюдному согласию не запрещен, даже если речь идет о таких близких родственниках, как отец и дочь. Отменить закон о запрете инцеста как устаревший в 2010 году предложил Швейцарский парламент, а в 2014 году с подобной инициативой выступил и совет по этике Германии: его председатель тогда высказал мысль, что криминализация инцеста нарушает фундаментальные права человека. Оба предложения не нашли поддержки местных законодателей, зато в Ирландии, например, разрешены браки между родственниками одного пола.

Забавно, что популяризатор термина «естественный отбор» Чарльз Дарвин сам женился на двоюродной сестре, от которой у него было 10 детей. Для XIX века подобные браки не были редкостью.

Виртуальная семья

Некоторым для полного счастья достаточно онлайн-общения с близкими по духу людьми, не отягощенного встречами в реальной жизни. И вполне вероятно, что с развитием VR-технологий количество подобных союзов будет только расти.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»

Огромной популярностью сегодня пользуется платформа VR Chat, где игроки взаимодействуют друг с другом при помощи 3D-аватаров. Это целый мир, в котором можно ходить на свидания, играть свадьбы и в целом проживать жизнь обычной семейной пары. «Главное в подобной виртуальной семье — эмоциональный контакт. Это, конечно, крайний случай, но уже сейчас распространена такая форма отношений, как гостевой брак — отношения между не проживающими вместе партнерами, что, в принципе, близко к описанному формату», — считает клинический психолог Наталья Жолудева.

Осознанный выбор одиночества

Вера в то, что для полноценной жизни необходимо найти вторую половинку, терпит крах. По данным Eurostat, количество браков на 1 тыс. человек в Европе за последние 50 лет упало почти в два раза, а в Южной Корее холостую жизнь осознанно выбирают 51% мужчин и 64% женщин. В США перепись населения 2017 года выявила рекордное количество свободных американцев — 45,2%. При этом 55% жителей Штатов убеждены, что брак никак не влияет на счастье и успех человека в обществе.

Кандидат психологических наук и социальный психолог Люция Сулейманова отмечает: «Растет число так называемых «синглетов» (одиночек), не видящих необходимости в создании традиционной семьи и даже партнерства. Сюда можно добавить и сексуальные тенденции — от нарциссизма и аутоэротизма до принципиальной асексуальности и антисексуальности. И кидалтов (от англ. kids — дети и adults — взрослые) — инфантильных людей в возрасте 30+, не желающих взрослеть и брать на себя ответственность. От семьи и детей они отказываются в пользу друзей и увлечений».

Кстати, само слово «семья» уже начинает вызывать немало вопросов. В Google, например, ввели мораторий на его использование при описании продуктов, рассчитанных на детей. По мнению сотрудников, использование термина «семейный» в таком контексте оскорбляет однополые пары, бездетных супругов и неженатых людей. Появился даже термин для обозначения подобной дискриминации одиночек — синглизм. Его предложила доктор философии в области социальных наук Гарвардского университета Белла де Пауло. Она уверена, что понимание семьи не может ограничиваться формулой «мама, папа, я». В конце концов, семья, в первую очередь, — это не социальная модель, а отношения, основанные на любви и взаимопомощи. А они могут существовать и вне традиционного института брака.