Стиль
Впечатления Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем
Стиль
Впечатления Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем
Впечатления

Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем

Коллаж из японской гравюры и «Портрета маркиза де Белами»
Коллаж из японской гравюры и «Портрета маркиза де Белами»
В 2018 году впервые в истории аукционных торгов с молотка ушла работа, созданная искусственным интеллектом. Кого на самом деле считать автором картины — сам алгоритм или арт-группу Obvious, стоящую за ним, — мы разобрались с одним из ее участников.

В октябре 2018-го на торгах Christie's, посвященных принтам и фотографии, все внимание было приковано к «Портрету Эдмонда де Белами». Работа молодого коллектива Obvious выставлялась наряду с произведениями Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола и обошла по финальной стоимости многочисленных поп-артовых Микки-Маусов. К слову, эстимейт «Портрета» был превышен почти в 45 раз: за печать на холсте его покупатель отдал $432,500.

При этом коллекционера абсолютно не волновала личность самого Эдмонда — более того, его вообще никогда не существовало. Серия портретов выдуманного семейства де Белами — «дело рук» искусственного интеллекта, за которым стоят то ли художники, то ли программисты французской арт-группы Obvious. Один из ее участников, Пьер Фотрель, принял участие в московском форуме «Открытые инновации — 2019». «РБК Стиль» выловил Пьера между дискуссиями, чтобы понять, можно ли считать работу искусственного интеллекта творчеством и какая роль отведена алгоритму — создателя или инструмента.

Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ

Пьер Фотрель,
художник

 

С чего началась история Obvious?

Все началось с задумки трех друзей: меня, Готье и Хьюго — мы вместе с самого детства и всегда хотели работать втроем. Хьюго — исследователь, он занимается вопросами искусственного интеллекта и машинного обучения. Как-то он показал нам несколько изображений человеческих лиц, созданных при помощи алгоритмов GAN [Generative Adversarial Networks], и мы были поражены тому, насколько реалистичны они получились. Это вызвало у нас множество вопросов: что такое на самом деле искусственный интеллект, можно ли назвать его в этом случае творцом, будет ли считаться искусством то, что создано машиной. Мы каждый вечер обсуждали это друг с другом, но в какой-то момент стало понятно, что пора сделать такую дискуссию публичной. Проект Obvious — попытка найти ответ на все эти вопросы.

Вопросов возникает действительно много, а вот однозначных ответов нет. На этом фоне название проекта Obvious (в переводе с английского — «очевидный») звучит несколько издевательски.

Мы выбрали такое название, поскольку хотели создать что-то очевидное с точки зрения восприятия. И классическое европейское искусство подходит для этого как нельзя лучше. Именно поэтому мы начали с серии портретов, подражающей старым мастерам. Тут все предельно ясно: на картине изображено ровно то, что заявлено.

Как происходит создание ваших работ?

Сначала мы выбираем объект исследования: например, классический портрет или японскую гравюру. Затем мы собираем базу данных изображений, которые соответствуют поставленному запросу, и пропускаем их через алгоритм. И делаем это раз за разом, пока полученное изображение не будет соответствовать ожиданиям.

Портреты де Белами — это настоящие картины маслом или просто печатные принты?

Это печать на холсте. Мы решили, что раз GAN создает парадный портрет, то пусть все будет по-настоящему: холст, золотая рама и даже подпись. Формула в углу картины — это авторская подпись алгоритма.

Как «Портрет Эдварда де Белами» попал на аукцион?

Это было очень просто: мы получили имейл от Christie’s с предложением выставить картину на аукцион. Такое сложно даже представить. Трое парней несколько месяцев назад запустили свой первый арт-проект, и вот их картина продается на Christie’s с таким феноменальным результатом.

Какова ваша роль в этом проекте? Вы художник или программист?

Прежде всего я художник. Но не обязательно проводить какие-то границы — можно быть одновременно и художником, и программистом, и еще кем угодно. Люди привыкли противопоставлять науку и искусство, хотя наука всегда помогала художникам творить. К примеру, мы используем основы геометрии для создания перспективы.

(Снимает кепку с логотипом Obvious.) Как думаете, что здесь изображено?

«Витрувианский человек» да Винчи.

Именно. Да Винчи — прекрасный пример того, как можно совмещать в себе множество ролей: исследователя, медика, художника, изобретателя.

Так все-таки. Можно ли считать искусственный интеллект художником или это просто инструмент?

Я думаю, что это все же инструмент в руках творческих людей. Просто и он сам что-то воспроизводит. Я не говорю «создает», потому что настоящим творцом остается художник. Творчество присуще только человеку. Какой бы смышленой ни была ваша собака, ее нельзя назвать креативной.

В начале и середине XX века многие художники были одержимы идеей разрушения искусства и проверки его на прочность. Со стороны кажется, что Obvious занимается примерно тем же самым. Как думаете, как бы отреагировал на картину, созданную искусственным интеллектом, к примеру, Марсель Дюшан?

Нас любят сравнивать с Дюшаном, но это не совсем верно. Мы предлагаем по-новому взглянуть на творческий процесс, но не пытаемся разрушить основы искусства, мы не говорим: «К черту художника!» Думаю, уместнее провести параллель с первопроходцами художественной фотографии. Нам предъявляют все те же претензии: ваши работы слишком расплывчаты, это не искусство, вы убиваете творчество. Но, как видите, художники с тех пор никуда не делись.

Мы решили, что раз GAN создает парадный портрет, то пусть все будет по-настоящему: холст, золотая рама и даже подпись.

Хотя многие боятся, что когда-нибудь их рабочее место достанется роботу.

Люди боятся выдумок фантастов — жестоких роботов-убийц, стремящихся поработить человечество. Но это чрезвычайно далеко от реальности: самые продвинутые системы искусственного интеллекта способны разве что обыграть человека в StarCraft. Согласитесь, совсем не смертельно.

Если кого-то заменят машинным алгоритмом, чтобы оптимизировать производство, то виноват в этом будет не компьютер, а тот, кто принял такое решение где-то наверху. Понимаете, к чему я веду? Решение всегда остается за человеком.

Как сейчас совершенствуется ваша технология?

Алгоритм выдает все более реалистичные изображения, но мы не хотим приближаться к фотореализму — куда интереснее сохранить какие-то художественные эффекты. Вообще успех на аукционе дал нам сильный толчок к развитию и возможность экспериментировать. Спасибо Christie’s — теперь мы с легкостью можем оплатить любой счет.