Стиль
Впечатления Как молодые французские дизайнеры стали диктовать моду в интерьерах
Стиль
Впечатления Как молодые французские дизайнеры стали диктовать моду в интерьерах
Впечатления

Как молодые французские дизайнеры стали диктовать моду в интерьерах

Как молодые французские дизайнеры стали диктовать моду в интерьерах
Францию накрыла новая волна интерьерного дизайна, вынесшая на берег сразу несколько талантливых имен-жемчужин. Правила сегодняшнего французского art de vivre диктуют Сара Лавуан, Доротея Меликсон, Клое Нэгр и Рафаэль Наво.

Есть такой термин в ресторанно-гостиничном бизнесе — HoReCa. Это сокращение, составленное из первых слогов английских слов Hotel, Restaurant, Cafe/Catering, обозначает соответствующий сегмент сферы услуг. Однако если абстрагироваться от точного определения, то можно сказать, что HoReCa — это кузница интерьерных тенденций. Отели, рестораны, кафе и, будем брать шире, бутики и шоурумы — те самые «модники», что первыми спешат примерить тренды, еще до того, как они станут мейнстримом. Конечно, не все, а только те, которые принято упоминать с приставкой «дизайнерские» и которые, как горячие пирожки, разлетаются по страницам уважаемых журналов и блогов. Так вот, подобный метод отбора красноречиво свидетельствует, что за большинством громких открытий последних трех лет стоят французские имена. И одно из них — Доротея Меликсон — упоминается особенно часто.

Доротея Меликсон; отель Panache, Париж

Доротея Меликсон; отель Panache, Париж

Интерьеры отелей Henrietta в Лондоне, Des Grands Boulevards, Panache, Bachaumont, Grand Pigalle в Париже, баров ECC и Compagnie des Vins Surnaturels в Нью-Йорке — лишь малая часть того, чем пополнилось портфолио талантливой 36-летней Меликсон за последние годы. «Я знала, что стану дизайнером, уже в 13 лет, — признается она. — С тех самых пор, как впервые увидела графику Раймонда Лоуи и была заворожена точностью его линий и красотой композиции».

Отель Bachaumont, Париж; скульптура Totem для La Source

Отель Bachaumont, Париж; скульптура Totem для La Source

Примечательно, что азам будущей профессии восходящая звезда французского декора обучалась в США, окончив школу искусств в Род-Айленде по специальности «дизайн детских игрушек». Вернувшись в Париж, в возрасте 27 лет Доротея открыла собственное агентство Chzon, сделав ставку на аутентичность декоративно-прикладных ремесел. С азартом ищейки она исследует маленькие мастерские краснодеревщиков, мозаистов, каменщиков, басонщиков и драпировщиков, внедряя их труд и навыки в свои проекты. Считается, что именно эти «ноу-хау» ручной работы делают ее интерьеры такими уникальными и вневременными.

Отель Henrietta, Лондон

Отель Henrietta, Лондон

Метод Меликсон прост. «Прежде чем приступить к оформлению нового пространства, нужно придумать его историю, — говорит дизайнер. — Для этого требуется отправная точка — архитектура дома по соседству, какая-то деталь за окном». Например, в интерьере отеля Henrietta такой точкой стали арочные формы овощного рынка за углом. Как истинная француженка, Доротея питает особую страсть к принтам и обоям. По ее словам, это бессознательные маркеры французской идентичности, которые помогают вселить надежду в нашу эпоху беспокойства и добавляют пространству спонтанности. Выверенная до безупречности симметрия — еще одна отличительная черта работ Меликсон. «Симметрия очень важна, — считает она. — Я в принципе не люблю ощущение дезориентированности. Мне важен порядок». Создавая современные интерьеры, дизайнер добавляет в них немного благородной патины прошлого. Благо в ее распоряжении неисчерпаемые сокровища Клиньянкура и бесчисленных блошиных рынков Европы. «Мне нравится, когда абсолютно новое место выглядит так, будто оно всю жизнь здесь и находилось», — поясняет Доротея.

Клое Нэгр; отель Bienvenue, Париж

Клое Нэгр; отель Bienvenue, Париж

Ей вторит Клое Нэгр — выпускница закрытой парижской École Camondo (в свое время здесь учились Жан-Мишель Вильмотт и Филипп Старк) и протеже знаменитой Индиа Мадави. В оформленных ею недавно номерах парижского отеля Bienvenue царит атмосфера уютного семейного дома, интерьер которого хранит следы разных поколений. «Я предпочитаю пространства, наполненные разрозненными элементами, чья кажущаяся на первый взгляд хаотичность создает ощущение целостности», — комментирует свой подход Клое. До того как открыть собственную студию, Нэгр несколько лет проработала арт-директором известного универмага Printemps в Париже. Там, по ее словам, она поняла, что дизайн интерьера неотделим от высокой моды.

Салон красоты Delphine Courteille, Париж
Салон красоты Delphine Courteille, Париж
Салон красоты Delphine Courteille, Париж

Салон красоты Delphine Courteille, Париж

Как и Меликсон, Нэгр создает смелые миксы из винтажных и современных объектов мебели. И если ее коллега маниакально следует симметрии, то Клое явно неравнодушна к округлым формам и плавным линиям. Все ее проекты будто бы нарисованы с помощью циркуля и транспортира, что, надо признать, придает им особую мягкость и женственность. К тому же дизайнер не скрывает пристрастия к стилю ар-деко, заигрывая с ним и адаптируя к любому пространству, будь то офис маленькой компании или помещение парикмахерской.

Сара Лавуан; бутик Maison Sarah Lavoin

Сара Лавуан; бутик Maison Sarah Lavoin

Однако самыми яркими образцами «нового французского интерьера» стоит признать проекты Сары Лавуан. Яркие они еще и потому, что никто так дерзко не умеет обращаться с цветом, как она. Работы Лавуан напоминают палитру художника, на которую щедрой рукой выдавили завитки самых разных красок. «Не бойтесь цвета, — настаивает дизайнер. — Он привносит в интерьер радость и веселье. Мои фавориты — джинсовый синий, желтый, розовый и, конечно же, черный. Черный подчеркивает то, что нужно выявить, и скрывает то, чего не должно быть».

Отель Le Roch Hotel & Spa, Париж

Отель Le Roch Hotel & Spa, Париж

Бутик Maison Sarah Lavoin

Бутик Maison Sarah Lavoin

Чтобы так мастерски сочетать всевозможные оттенки, надо обладать недюжинной смелостью и безупречным вкусом. К счастью, у Сары для этого самый правильный бэкграунд: отец — в прошлом главный редактор французского Vogue Жан-Станислаc Понятовски и мать — известный парижский декоратор Сабин Маршаль. Казалось бы, с такой биографией у Лавуан не должно было быть сомнений в выборе будущей профессии. Тем не менее она долго искала себя, изучая сначала то историю театра, то философию, то общественные коммуникации, пока в 2000-м под впечатлением от работ друга семьи архитектора Франсуа Шмидта не решила посвятить себя дизайну интерьеров. На сегодняшний день она возглавляет собственную студию, выпускает авторские коллекции мебели и аксессуаров для дома, владеет тремя шоурумами и ведет на телевидении передачу Design by Sarah Lavoine, где рассказывает о том, что же такое интерьер в стиле Лавуан. «Интерьер — как джаз: чтобы прогнать скуку и меланхолию, нужна импровизация», — утверждает дизайнер. В оформленном по ее проекту Le Roch Hotel & Spa блестяще разыграна вариация на тему парижской богемной квартиры, где в одном коктейле смешаны мебель в духе 1960-х, современная классика, ковры по собственным эскизам, множество разнообразных фактур и, конечно же, сложных актуальных оттенков.

Рафаэль Наво; люстра Trigonometric Oval Hemisphere для Veronese

Рафаэль Наво; люстра Trigonometric Oval Hemisphere для Veronese

Если проектам Меликсон, Нэгр и Лавуан присущи французский шарм, утонченность и в них чувствуется женская рука, то более сдержанные, тихие в своей элегантности работы Рафаэля Наво стоят немного особняком. Что совсем неудивительно: по происхождению он не француз (Наво родился в Израиле, а образование получил в Академии дизайна в Эйндховене) и у него свой мужской взгляд на дизайн. Он не жалует декор и замысловатый орнамент считает излишеством. «К чему эта суета? Вся красота — в первозданности материала», — уверяет дизайнер. Не приветствует обои и даже покраску стен. «Я поклонник чистой кожи без макияжа», — отшучивается Наво. Даже когда для интерьера клуба Silencio ему понадобилась золотая стена, он отказался от краски и покрыл необходимые поверхности листами настоящего золота.

Диван Moon для Domeau & Pérès

Диван Moon для Domeau & Pérès

Коллекция паркета La Forêt de Bois de Bout для Oscar Ono

Коллекция паркета La Forêt de Bois de Bout для Oscar Ono

Наво отвергает любое совершенство формы, отдавая предпочтение несовершенствам ручной работы. Деревянные столешницы, сделанные по его дизайну, украшают трещинки и мелкие сучки. Его объекты, как сказали бы французы, очень artisan (ремесленные). Любимый цвет — охра, «потому что она уравновешивает и подчеркивает любой оттенок синего, зеленого или графитового». Любимый материал — дерево, еще раз дерево и вообще как можно больше древесины.

Отель National des Arts et Métiers

Отель National des Arts et Métiers

Свой творческий путь Наво начал с того, что перевернул представление о классическом каноне французского паркета «елочкой». В собственной мастерской дизайнер разработал особый способ укладки паркетных ламелей, позволяющий создавать на полу узоры в виде ветряных вихрей. Чтобы понять стиль, в котором работает Наво, достаточно заглянуть в отель National des Arts et Métiers на парижской Rue Saint-Martin. Пилоны лобби выполнены из простого белого известняка, умывальники — из терраццо, изголовья кроватей — из микробетона со следами опалубки, под­столье бара — из обожженного дуба, лестница — из черного мрамора, а стены покрыты фактурной серой штукатуркой. Ничего кричащего, ни одной вспышки цвета. Обивка мебели исключительно приглушенных пыльных цветов. Однако пространство вовсе не выглядит холодным и безликим. Наоборот, интерьеры National des Arts et Métiers критики признают самыми тактильными: каждую поверхность хочется трогать и ощупывать, настолько она притягательна. И даже имеется намек на декор, но совершенно в духе Наво. Стены в ресторане отеля дизайнер обтянул натуральным льном, который художник Гаэль Давринш покрыл нежными акварельными узорами. Также специально для проекта была создана необычная инсталляция из медных труб, их сине-зеленый цвет — результат естественного окисления металла. Рафаэль Наво говорит, что его кредо — создавать «ностальгическое будущее». А это, согласитесь, очень по-французски.

Фото: Dorothée Meilichzon; Karel Balas; Paul Bowyer; Hugo Miserey; Romain Ricard; Hervé Goluza; Pascal Le Segretain/Getty Images; Francis Amiand; Julia Bidermann; Nancy R. Jochimek; Ruben Jochinek; Vincent Leroux; Jérôme Galland; пресс-служба