Стиль
Впечатления Зимняя советская Москва в кадре и сегодняшний город за ним
Стиль
Впечатления Зимняя советская Москва в кадре и сегодняшний город за ним
Впечатления

Зимняя советская Москва в кадре и сегодняшний город за ним

Зимняя советская Москва в кадре и сегодняшний город за ним
Мы взяли кадры заснеженной Москвы из любимых советских фильмов и посмотрели, как выглядят места, где проходили съемки, сегодня.

«Мне 20 лет» («Застава Ильича»)

Режиссер Марлен Хуциев, 1965 год

Эпизод: главный герой Сергей просыпается у Наташи и уходит из ее комнаты со словами о том, что опаздывает. Из автомата звонит матери, чтобы объяснить, почему не ночевал дома. Телефонный звонок сопровождает видеоряд с видами Москвы.

Где снимали и что в кадре: в этом эпизоде герой выходит из арки двора по адресу ул. Пушкинская, д. 9 (сейчас Большая Дмитровка, 9, дома снесены и двор закрыт) и оказывается на Чистопрудном бульваре, д. 1А. В кадре памятник Грибоедову, установленный в 1959 году, незадолго до съемок этого эпизода. Трамвайные пути, на фоне дом №2. Слева — одно из самых ранних сохранившихся зданий петровского барокко — церковь Архангела Гавриила, или Меншикова башня. 

Что изменилось: все архитектурные сооружения остались на своих местах. Забор поставили на каменный постамент. Появился общественный туалет.

Где снимали и что в кадре: съемки проходили около недавно построенного под площадью Маяковского тоннеля. С этого места открывается вид на Большую Садовую улицу, вдалеке можно заметить высотку на площади Восстания (Кудринская площадь). Справа — жилые дома. Слева — здание Военно-политической академии им. Ленина, построенное в 1930–1934 годах в конструктивистском стиле архитектором Щусевым. Также в кадре излюбленное место московской богемы — дом №10, или, как его сейчас называют, «Булгаковский дом», административное здание Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР и доходный дом В. Арнольда (сейчас в этом здании находится театр МОСТ).  

Что изменилось: все здания стоят на своих местах, но вид на Садовое кольцо частично загораживает дверь. Тоннель облицован, ограждение поменяли на железные трубы, а пешеходную зону, по которой в фильме идет прохожий, убрали. 

Где снимали и что в кадре: это место, где работает Сергей, — ТЭЦ-11 на шоссе Энтузиастов, недалеко от станции метро Авиамоторная. В центре кадра — башни ТЭЦ. Ниже — Дангауэровские бани, построенные архитектором Фридманом в 1928–1932 годах. Справа — ДК (клуб) «Компрессор», построенный в стиле конструктивизма архитектором Владимировым в 1927–1929 годах. На первом плане — трамвайные пути и трамвай под номером 2, следующий от Курского вокзала до Новогиреево.  

Что изменилось: бывшие бани используются в торговых целях, клуб отреставрирован. Его здание и территорию занимают торговые и офисные помещения. Электростанция по-прежнему работает. Трамвай, следующий по тому же маршруту, теперь ходит под номером 24.

 

«Мимино»

Режиссер Георгий Данелия, 1977 год

Эпизод: Валико договаривается о встрече с Ларисой Ивановной, подает документы на пилота пассажирского самолета. Гуляет по Москве.

Где снимали и что в кадре: сцена у храма Симеона Столпника (тогда выставочный зал мелких животных и птиц от Всероссийского общества охраны природы) на улице Воровского (ул. Поварская). Вид на проспект Калинина (ул. Новый Арбат), возведенный в 1961–1968 годах. Слева с перспективой в центр — дома-книжки, в которых размещались министерства. Справа Дом книги и одна из жилых высоток.

Что изменилось: четвертая «книжка» была облицована, из-за чего выбивается из общего ансамбля. Вторая находится на реконструкции: видны следы ремонтных работ. Фасад Дома книги закрыт рекламным щитом.

Где снимали и что в кадре: каток на Чистых прудах. Снимали со стороны Покровских Ворот. В кадре жилой дом по адресу Чистопрудный бульвар, 12. Справа можно заметить летнее кафе, построенное в 1966 году архитектором Шевердяевым. Характерная для «оттепели» постройка с легким и прозрачным фасадом. 

Что изменилось: на пруду возвели ресторан-шатер, который так и назвали — «Шатер». Дом 12 перекрашен в серый цвет. Летнее кафе в 1982 году было перестроено под индийский ресторан «Джалтаранг», а в конце 90-х и вовсе снесено. На его месте появился многофункциональный центр «Белый лебедь» — типичный пример «лужковской архитектуры».

 

Эпизод: Валико возвращается в гостиницу «Россия».

Где снимали и что в кадре: в кадре слева сама гостиница, в центре — Патриаршее подворье храмов в Зарядье, справа — Палаты Романовых. Вдалеке можно заметить купол собора Василия Блаженного и Спасскую башню.

Что изменилось: видимые объекты остались практически без изменений, за исключением гостиницы «Россия». В 2006-м она была закрыта, а к 2010 году разобрана. В 2017 году на ее месте открылся парк «Зарядье». Там, где проходили съемки, появилась смотровая площадка с лавочками и каменным ограждением, напоминающим «архитектурный рельеф Москвы». 

 

Эпизод: Рубик вручает Валико покрышки. 

Где снимали и что в кадре: сцену снимали в Большом Девятинском переулке. Долгострой — Дом Советов — почти готов. Слева на пандусе, на черной ножке, здание гостиницы «Мир», часть комплекса зданий СЭВ. Вдалеке на фоне — гостиница «Украина».

Что изменилось: Дом Советов сменил название на Белый дом. Высотку «Украины» закрывают выросшие деревья, а гостиница «Мир» с недавнего времени закрыта. 

 

Эпизод: Валико в суде, Рубик в поисках дополнительного свидетеля.

Где снимали и что в кадре: сцена снята в сквере у здания Ленинского районного народного суда (сейчас это Хамовнический районный суд). Издавна это место зовут Мухиной горой. Отсюда открывается широкий вид на набережные Москвы-реки и жилые дома на набережной Тараса Шевченко, а также на Бородинский мост и метромост.

Что изменилось: сквер зарос деревьями и кустарниками. В этом году закончились ремонтные работы: установлены новые заборы, свет, лавочки. Здания выглядят так же, на горизонте появились новостройки.

 

«Служебный роман»

Режиссер Эльдар Рязанов, 1977 год

Эпизод: виды заснеженной Москвы под песню «У природы нет плохой погоды», звучащую по случаю того, что в сентябре неожиданно выпал снег.

Где снимали и что в кадре: сцену снимали с Лужнецкой набережной. В кадре Лужнецкий метромост: верхний ярус для автомобильного движения, нижний — станция метро «Ленинские горы». 

Что изменилось: в 1998–2002 годах мост был выстроен заново с использованием сохранившихся несущих арок и русловых опор. Станция метро открылась уже под новым названием «Воробьевы горы». Ее длина составила 282 метра, а ширина —17,6 метра. Такие размеры стали для московского метро рекордными. Были полностью изменены интерьер и остекление, в связи с чем станция потеряла свою «прозрачность» и воздушность. На набережной уже нет лавочек.

Где снимали и что в кадре: сквер у кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади. Вид на проспект Калинина (ул. Новый Арбат). Слева ресторан «Прага», справа — Дом связи.

Что изменилось: изменен пешеходный переход. В сквере нет деревьев и забора. Фасад бывшего здания Дома связи используется как огромный рекламный экран.

Где снимали и что в кадре: это площадь Никитские Ворота, угол Тверского бульвара и улицы Герцена (ул. Большая Никитская). В кадре — милицейский «стакан» и киоск с печатью, а также храм «Большое Вознесение». Тогда в здании церкви размещалась лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского (сейчас МЭИ). В центре кадра — жилой дом №37. Чуть левее — трехэтажный жилой дом №33, построенный в XIX веке. Слева — доходный дом Элькинд. В то время на первом этаже находился продуктовый магазин «Консервы».

Что изменилось: храм отреставрирован, покрашен в желтый цвет, появился фонтан и памятник венчавшимся здесь Пушкину и Наталье Гончаровой. В доходном доме находятся квартиры и офисы, а его фасад по-прежнему осыпается.

 

«Покровские ворота»

Режиссер Михаил Козаков, 1982 год

Эпизод: наступает новый 1957 год, Костик с Савранским катаются по Москве на мотоцикле. Проезжают мимо Хоботовой и Саввы Игнатьича, которые стоят в очереди на фильм «Карнавальная ночь».

Где снимали и что в кадре: сцену снимали на углу Малого Ивановского и Хохловского переулков. В кадре слева башни Иоанно-Предтеченского монастыря. На момент съемки его территорию занимал Центральный государственный архив Московской области. В центре — доходный дом по адресу Старосадский пер., д. 10, стр. 1. В середине 1920-х — начале 1930-х в нем жил поэт Мандельштам. 

Что изменилось: монастырь вновь действует, программы реновации переулка не коснулись, если не считать появившихся знаков дорожного движения. 

Где снимали и что в кадре: кинотеатр «Колизей», построенный в 1914 году архитектором Клейном, снимали с пешеходной зоны Чистопрудного бульвара. После ремонта 1970 года здание спустя четыре года перешло театру «Современник», поэтому по сюжету это еще кинотеатр, хотя в жизни (фильм снимали в 1982 году) — уже театр. 

Что изменилось: здание вновь на ремонте.

Где снимали и что в кадре: и снова угол Малого Ивановского и Хохловского переулков. Вдалеке можно заметить высотку на Котельнической набережной. Справа — стены Ивановского монастыря. 

Что изменилось: появился ресторан, на территории монастыря находится факультет заочного и вечернего обучения Московского университета Министерства внутренних дел РФ.

 

«Девять дней одного года»

Режиссер Михаил Ромм, 1961 год

Эпизод: кадр с таким видом появляется в фильме дважды — на второй день и на девятый, когда главный герой, физик-ядерщик Гусев, после ряда неудачных экспериментов оказывается в больнице. Если точнее, на второй день он выписывается из госпиталя, а на девятый снова в него попадает.

Где снимали и что в кадре: снимали действительно у медицинского учреждения, с лестницы которого открывается вид на жилой дом на Кудринской площади (тогда площадь Восстания). На момент съемок в здании с колоннами находился Центральный институт усовершенствования врачей, а до этого — богадельня для вдов и сирот военных и чиновников, известная как Вдовий дом.

Что изменилось: один из тех редких случаев, когда не изменилось ничего. Здание по-прежнему занимает институт усовершенствования врачей, который теперь называется Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования.