Стиль
Впечатления Почему «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» заслуживает «Оскара»
Стиль
Впечатления Почему «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» заслуживает «Оскара»
Впечатления

Почему «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» заслуживает «Оскара»

Фото: kinopoisk.ru
В этом году на главную кинонаграду номинированы девять сильных фильмов. Но в вышедшем сегодня в российский прокат фильме Мартина Макдоны есть то, чего не хватает остальным: соответствие моменту, которое выделяет его среди соперников.

В этом году нет другого фильма, который бы настолько нравился всем без исключения, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Кого ни спроси — все в восторге. У картины Мартина Макдоны между тем есть недостатки, и один из главных — он до миллиметра просчитан. Все его составляющие соединены в один продукт, как детали идеально удобной машины, даже намеренные шероховатости смотрятся продуманными, в смысле «вот вам и шероховатости». Главная героиня — грубая, несчастная, брошенная ради тупой красотки мужем Милдред Хейз (Фрэнсис Макдорманд), мать изнасилованной и убитой девушки. Как бы ни крыла Милдред матом полицейских и вообще что бы ни делала, зрители все равно останутся на ее стороне, потому что она мать, соль земли американской, страдала, имеет право.

Фрэнсис Макдорманд в роли Милдред Хейз
Фрэнсис Макдорманд в роли Милдред Хейз

Любой зритель сочувственно вздохнет, когда Милдред призовет к ответу ленивых полицейских дубин на их же языке, а когда вонзит сверло ретрограду-дантисту в ноготь, зал радостно зашевелится — а кто из нас не мечтал отплатить своему зубному хоть раз за всю боль, которую он нам причинил? Но Макдона, чтобы напомнить нам о человечности своей героини, сочиняет для Милдред сцену, в которой мы видим ее надломленной, неуверенной в себе и ранимой, — когда к ее дому из леса забредает олень, и Милдред начинает с ним разговаривать, в отчаянии фантазируя, что он может оказаться реинкарнацией ее дочери. Как можно не любить такую прекрасную женщину? Настоящая народная героиня, которая режет правду-матку и говорит с деревенскими реднеками на их языке.

Ирландский драматург Макдона перешел в кино из театра, сняв «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» как стилевые посттарантиновские эксперименты с криминальным жанром, от которых никто не ждал «реальности». В «Трех билбордах» Макдона снимает «настоящую жизнь», но на самом деле герои здесь при всей их кажущейся сложности — ходячие олицетворения социальных функций. Ленивый коп, который вызывает симпатию только потому, что смертельно болен. Его подчиненный коп-расист.

Фото: kinopoisk.ru

Отчаявшаяся активистка. Есть даже «смешной» карлик (Питер Динклэйдж), который пытается ухаживать за Милдред, — видно, что Макдона ввел его в повествование, только чтобы пару раз неполиткорректно пошутить по поводу его роста, больше он здесь ни для чего не нужен.

Фото: kinopoisk.ru

Главный противник Милдред — тот самый беспредельщик и расист Джейсон Диксон (Сэм Рокуэлл номинирован на «Оскар» за роль второго плана и, скорее всего, его получит) — восстает из пепла почти буквально, выжив при пожаре, и становится «положительным» после того, как оказывается в больнице со сброшенным им со второго этажа местным работником рекламного агентства. Общая беда сближает, морализаторски говорит нам с экрана Макдона, не задумываясь о том, чтобы показать процесс трансформации подонка в борца за справедливость поубедительнее. К финалу, не успев подумать «не верю», зритель наблюдает, как еще вчерашний расист и хам вдруг становится боевым товарищем Милдред — в последних кадрах они едут по «средней» реднековской Америке, выслеживая насильников как пара супергероев. Все сделано настолько прямолинейно и грубо, что кажется, будто режиссер держит зрителей за слабоумных.

Фото: kinopoisk.ru

Но интересно, что именно эта прямолинейность выгодно отличает «Три билборда» от других претендующих на «Оскар» фильмов в год борьбы либерального Голливуда с Трампом и пользующимися своей властью мужчинами. Картина Макдоны подходит к «Оскару» с набором наград, которые киноакадемики не могут не учитывать. Она уже получила четыре «Золотых глобуса», три приза Актерской гильдии, приз Венецианского фестиваля за лучший сценарий и несколько десятков призов поскромнее.

У «Трех билбордов» семь номинаций на «Оскар», что не так много, учитывая, что у ближайшего конкурента — «Формы воды» Гильермо дель Торо — их целых тринадцать. Но «Форма воды» — хорошо сделанная, не больше, стилизация 1960-х о романе немой уборщицы Элизы Эспозито (Салли Хокинс) с человеком-амфибией. Элиза — подходящая героиня для года женских маршей и движения #MeToo. Она влюбилась даже не в мужчину, даже не в человека, а в странное существо — вопреки давлению общества и начальства — и помогает ему сбежать. Но немая Элиза не соперница Милдред Хейз. Встреться они в рукопашной, Элиза сбежала бы после первого же матюка из уст правдолюбки из Миссури.

 

 

Клементина Черчилль (Кристин Скотт Томас) из «Темных времен» вполне могла бы оказаться той самой мудрой героиней, которая в год женского кино показала бы пример современным женщинам. Но у нее мало экранного времени, и потом, Клементина была слишком покорной женой в тени великого мужа — не лучший пример для рвущихся в бой активисток.

 

 

Такой героиней-примером могла бы также стать Альма (Вики Крипс) в «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона, снявшего сюжет об отношениях помешанного на перфекционизме дизайнера из середины прошлого века и вознесенной им до ранга музы провинциальной официантки как историю конца мужского превосходства. Ближе к финалу покорная наложница отказывается играть по патриархальным правилам, и мужу приходится идти на уступки. И все же Альма не подходит на роль героини 2018 года, потому что все, чего она хочет, — это равенство с любимым мужчиной, а современной женщине нужно больше, ей нужен реванш и сожженный дотла полицейский участок как символ мужского доминирования.

 

 

«Дюнкерк» также не годится на фильм года, потому что в нем женщин нет совсем. Другой номинант — «Прочь» — показывает женщин как коварных расисток, а это совсем не то, чего от них ждут сейчас на экране. Седьмой номинант — «Зови меня своим именем» — ретро-драма о первой любви, где женщины присутствуют только на периферии сюжета, в качестве заботливой матери и лучшей подруги. «Леди Бёрд» номинантки за режиссуру Греты Гервиг — хорошо сделанная милая лента о девичьем взрослении, не более того, а «Секретное досье» о первой женщине — газетном магнате Кэтрин Грэм (Мерил Стрип) и ее противостоянии президенту Никсону в 1970-х слишком ностальгично и старомодно для того, чтобы вести за собой людей, к тому же Грэм — сама часть привилегированного мужского круга, куда ее пустили за деньги, а значит, не заинтересована в том, чтобы сжечь патриархальный мир дотла.

 

 

Метафоры и намеки вообще в этом году проигрывают грубому окрику, который быстрее доходит до людей, как короткий хэштег #MeToo, а образ одинокого борца за справедливость в обществе, где официальные институты не поддерживают «простого маленького человека», — один из самых популярных в голливудском кино.

Когда-то вызов обществу бросали мужчины. Сначала это был сам начальник полицейского участка — например, в получившем четыре «Оскара» «Ровно в полдень» (1952) Гари Купер считал своим долгом в одиночку дать отпор бандитам, не дожидаясь помощи «из центра». Позже, когда борьба за гражданские права становилась все более острой, с бандитами боролись герои-одиночки Клинта Иствуда, нарушавшие закон на радость зрителям ради восстановления справедливости. К концу прошлого века женщины перехватили инициативу — 21 год назад Фрэнсис Макдорманд получила «Оскар» за роль сильно беременного шерифа Мардж Гундерсон в «Фарго». Забавно, что еще один, скорее всего, достанется ей и за роль Милдред Хейз, поднявшей бунт против местной полиции в «Трех билбордах», ведь тема одиночки, способной на неблагодарный подвиг, в Голливуде никуда не делась.

Фото: kinopoisk.ru

Получая в январе «Золотой глобус», Макдорманд как будто слилась со своей героиней, сказав: «Я так рада, что в нашей индустрии происходят тектонические сдвиги. Женщины пришли в нее не ради еды, поверьте мне. Они пришли работать. И стоит уважать Ассоциацию иностранной прессы за то, что они выбрали президентом женщину». Эта речь была встречена бурными аплодисментами — она была грубоватой, но искренней, как и месседж «Трех билбордов». И это именно то, что нужно в этом году. Для того чтобы достучаться до консервативных избирателей Трампа и мужчин во власти, нужны короткие и понятные, как твит, лозунги, и именно поэтому «Три билборда» с их яростным протестом против традиционно «ковбойской» Америки сейчас идеально выражают настроение времени.