Стиль
Впечатления Когда ошибался «Оскар»: разбираем всех победителей в XXI веке
Стиль
Впечатления Когда ошибался «Оскар»: разбираем всех победителей в XXI веке
Впечатления

Когда ошибался «Оскар»: разбираем всех победителей в XXI веке

Фото: kinopoisk.ru
В день объявления номинаций на «Оскар» кинообозреватель Геннадий Устиян вспоминает всех победителей главной кинонаграды мира в нашем веке, задается вопросом, какие фильмы получили ее заслуженно, а какие — из-за сиюминутной конъюнктуры, и делает прогнозы.

2001

Победитель: «Гладиатор»

Блокбастеры меча и сандалий редко получали «Оскар», но Ридли Скотту удалось снять коммерчески успешный фильм, при этом вполне соответствующий вкусам киноакадемиков, которые ценят размах старого Голливуда.

Фото: kinopoisk.ru

Насколько справедливо:

2001-й был интересным годом — среди номинаций была и романтическая драма («Шоколад»), и восточные единоборства («Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), и феминистский байопик («Эрин Брокович»), и мрачный триллер «Траффик» (причем два последних фильма были сняты Стивеном Содербергом). Но каждому из номинантов не хватало универсальности «Гладиатора», который, кажется, нравился всем.

Кто должен был победить:

«Гладиатор» — как олицетворение большого голливудского кино. Кроме того, это единственный получивший «Оскар» фильм выдающегося режиссера Ридли Скотта, автора «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Тельмы и Луизы», который после победы «Гладиатора» снял еще немало хороших картин и еще дважды номинировался на премию американской академии. 

 

 

2002

Победитель: «Игры разума»

«Оскар» решил стать «серьезным», предпочтя драму Рона Хоуарда мюзиклу «Мулен Руж» и костюмному детективу «Госфорд Парк». В самом начале века Рассел Кроу был главной звездой — фильмы с его участием получали «Оскары» два года подряд.

Насколько справедливо:

«Игры разума» следуют скучноватому, выработанному годами «оскаровскому» стандарту. Эта биографическая история о лауреате «Нобеля» с психическими отклонениями — повод для Рассела Кроу предстать «серьезным» актером, а для «Оскара» — выглядеть солидно. «Мулен Руж» с «Госфорд Парком» на этом фоне смотрелись легкомысленно.

Кто должен был победить:

Если бы «Оскар» получил мюзикл «Мулен Руж», это бы сократило шансы «Чикаго» в следующем году, все-таки два представителя умершего жанра — перебор. Так что пусть остаются «Игры разума», типичный байопик «на Оскар».

 

 

2003

Победитель: «Чикаго»

В довольно сильный год (с «Чикаго» соревновались «Пианист», «Часы», «Банды Нью-Йорка» и «Властелин колец: Две башни») победил фильм в, казалось бы, давно ушедшем жанре мюзикла.

Фото: kinopoisk.ru

Насколько справедливо:

Это был фильм, которым Голливуд вспоминал собственную историю. Лучше ли он остальных? Конечно, нет.

Кто должен был победить:

«Чикаго». «Банды Нью-Йорка» — не лучший фильм Скорсезе, «Пианисту» достался «Оскар» за режиссуру Романа Полански, «Часы» были слишком интеллектуальными и депрессивными, а «Властелин колец» получил все в следующем году. Накануне вручения «Оскаров» США вторглись в Ирак, и победа «Чикаго» символизировала желание отвлечься от политики и неприятных новостей.

 

 

2004

Победитель: «Властелин колец: Возвращение короля»

Заключительная часть трилогии Питера Джексона побила рекорд, получив аж 11 «Оскаров» из всех одиннадцати номинаций — такого с тех пор не случалось. Триумф на церемонии только закрепил коммерческий успех саги, и это был последний раз в истории, когда блокбастер и к тому же триквел вызвал такую любовь киноакадемиков, с тех пор предпочитающих более камерное кино.

Насколько справедливо:

Соперниками «Властелина колец» были «Хозяин морей: На краю Земли», «Фаворит», «Трудности перевода» и «Таинственная река». У них не было шансов — Питер Джексон доказал, что на тот момент был главным в мире режиссером, который может снять и коммерчески успешный, и не стыдный (а совсем наоборот) фильм.

Кто должен был победить:

«Властелин колец: Возвращение короля».

 

 

2005

Победитель: «Малышка на миллион»

Клинт Иствуд получил вторую, после «Непрощенного» в 1993-м, пару «Оскаров» (за лучший фильм и режиссуру) в год, когда среди претендентов на главную награду были «Авиатор» Мартина Скорсезе и «Рэй» Тейлора Хэкфорда.

Фото: kinopoisk.ru

Насколько справедливо:

Справедливее, конечно, было бы вручить «Оскар» Скорсезе — у него к тому моменту не было ни одного «Оскара», а у Иствуда целых два.

Кто должен был победить:

«Авиатор». «Малышка на миллион» — неплохой фильм, но слишком камерный для «Оскара». В «Авиаторе» есть все, чего мы ждем от «оскаровского» победителя — реально живший легендарный герой Говард Хьюз, масштаб, история Голливуда и мораль о широко жившем человеке, его мечте и падении.

 

 

2006

Победитель: «Столкновение»

Объявлявший со сцены победителя Джек Николсон выдержал долгую драматическую паузу перед тем, как произнести — «Столкновение». Битва шла между этой драмой Пола Хаггиса и «Горбатой горой», за которую Энг Ли получил «Оскар» как лучший режиссер.

Фото: kinopoisk.ru

Насколько справедливо:

Совершенно несправедливо. Ничем не примечательный набор нескольких историй из жизни жителей Лос-Анджелеса, прошедший незамеченным в 2004-м году, попал в унылую «оскаровскую» гонку (среди других номинантов — «Мюнхен» Стивена Спилберга, «Капоте» Беннета Миллера и «Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни) как будто с единственной целью — не дать победить «Горбатой горе». Хаггис за прошедшие с тех пор 12 лет снял три средние картины и больше прославился не в профессии, а скандалами — сначала после ухода из сайентологической церкви, а недавно — из-за обвинений в сексуальных домогательствах.

Кто должен был победить:

«Горбатая гора». Можно как угодно относиться к картине Энга Ли, но ее до сих пор вспоминают как правильное обращение к теме гей-отношений.

 

 

2007

Победитель: «Отступники»

Мартин Скорсезе, которого киноакадемия обходила долго — а именно с 1981 года, когда его впервые выдвинули за «Бешеного быка», наконец получил заслуженную статуэтку.

Фото: kinopoisk.ru

Насколько справедливо:

Для Скорсезе эти два полученных за «Отступников» «Оскара» — за лучший фильм года и режиссуру — означали не только признание его прошлых неоспоримых заслуг перед кино. После победы он номинировался еще дважды — за «Хранителя времени» и «Волка с Уолл-стрит». «Оскары» ознаменовали не только результат блестящей карьеры, но и новый ее этап.

Кто должен был получить:

«Отступники». С ними соревновались «Королева» Стивена Фрирза, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда и «Маленькая мисс Счастье» Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис — фильмы хорошие, но не выдающиеся.

 

 

2008

Победитель: «Старикам тут не место»

Между хорошим фильмом братьев Коэнов и «Нефтью» Пола Томаса Андерсона, которая ничем не хуже, киноакадемики выбрали первых.

Насколько справедливо:

Вполне, вопросов нет.

Кто должен был получить:

«Старикам тут не место». Хотя за Пола Томаса Андерсона немного обидно, «Нефть» все же получила два «Оскара» из восьми номинаций — за лучшую роль Дэниела Дэй-Льюиса и операторскую работу.

 

 

2009

Победитель: «Миллионер из трущоб»

Главным конкурентом фильма Дэнни Бойла о бедном индийце, который выиграл в местной игре «Кто хочет стать миллионером?», была «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера. «Миллионер» сделал «Баттона» с разгромным счетом: 8 «Оскаров» из 10 номинаций против 3-х «Оскаров» из 13 номинаций.

Фото: kinopoisk.ru

Насколько справедливо:

Сложно сравнивать эти два фильма хороших уважаемых режиссеров. Один был о шансе, который раз в жизни получает даже самый безнадежный аутсайдер, второй предлагает посмотреть на человеческую жизнь как бы задом наперед — от старости к детству. Академики предпочли первый взгляд на причудливость судьбы.

Кто должен был получить:

При том, что Бойл справедливо заслужил свой «Оскар», академики могли бы разделить, как они делают все чаще в последнее время, награду за лучший фильм и режиссуру, и тогда Финчер не ушел бы почти совсем без премий.

 

 

2010

Победитель: «Повелитель бури»

Как и в случае со «Столкновением» в 2006-м, главный противник фаворита «оскаровской» гонки 2010-го — «Аватара» Джеймса Кэмерона — был допущен с нарушением регламента. «Повелитель бури» о буднях саперов во время войны в Ираке был снят в 2008-м году и возник в номинациях неожиданно. Пикантность противостояния заключалась в том, что режиссер «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу, ставшая единственной женщиной в истории с «Оскаром» за режиссуру, 20 лет назад была замужем за своим учителем в профессии Кэмероном, которого только что обошла.

Насколько справедливо:

Отдав «Оскар» «Повелителю бури», академия упустила шанс признать хорошо сделанный, «авторский» блокбастер Кэмерона «Аватар», который продвигал голливудское кино по всему миру. Фильм Бигелоу неплох, но с поистине голливудским совершенством «Аватара» его не сравнить. Тенденция предпочтения скромных низкобюджетных картин в ущерб зрительскому телерейтингу церемонии вручения «Оскара» продолжилась и в следующие годы.

Кто должен был получить:

«Аватар». Нежелание признать фильм Кэмерона главным достижением киноиндустрии за год выглядит как зависть к успешному режиссеру — двенадцатью годами раньше он уже был триумфатором «Оскара» с «Титаником».

 

 

2011

Победитель: «Король говорит!»

Драма малоизвестного в Америке англичанина Тома Хупера о Георге VI продолжила тенденцию непроходящей любви «Оскара» к британским монархам, победив «Социальную сеть» Дэвида Финчера, «Начало» Кристофера Нолана, «Черного лебедя» Даррена Аронофски, «Железную хватку» братьев Коэн и «127 часов» Дэнни Бойла — опытных и признанных режиссеров.

Насколько справедливо:

Считать «Король говорит!» лучше любого из перечисленных выше фильмов странно, эту победу можно объяснить разве что агрессивной кампанией продюсера Харви Вайнштейна.

Кто должен был получить:

«Социальная сеть». Вместо очередного исторического анекдота про логопеда, исправляющего дефекты дикции короля, «Оскар» больше заслужила актуальная драма Дэвида Финчера об основателе Facebook, которым пользуется большинство населения планеты, и личных неудачах Марка Цукерберга, стоявших за революцией в способе человеческого общения. И это был один из немногих шансов признать заслуги одного из лучших работающих сейчас режиссеров, фильмами которого — «Семь», «Бойцовский клуб», «Игра», «Исчезнувшая» — восхищаются миллионы зрителей.

 

 

2012

Победитель: «Артист»

Американцы не смогли устоять перед черно-белым немым посвящением собственному старому кино, снятым французским режиссером Мишелем Хазанавичусом. Новичок на «Оскарах» обошел старожилов Мартина Скорсезе с «Хранителем времени», Вуди Аллена с «Полночью в Париже», Терренса Малика с «Древом жизни», Стивена Спилберга с «Боевым конем» и еще четырех номинантов.

Насколько справедливо:

Кажется, американцы тут же пожалели, что дали милому, но легковесному и пустоватому французскому фильму главную кинонаграду года. С другой стороны, не отдавать же ее картине про лошадь Спилберга или «Древу жизни» Теренса Малика — тут вам «Оскар», а не Канны.

Кто должен был получить:

Никто. 2012-й был настолько слабым годом, что никто из номинантов, признаться, не заслужил «Оскар». Любой киноман скажет вам, что лучшими фильмами года были «Драйв» Николаса Рефна, «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона и «Стыд» Стива Маккуина, но вкусы академиков еще недавно были слишком специфическими и консервативными, чтобы номинировать такие интересные картины. При таких скучных номинациях выбор «Артиста» кажется даже справедливым за неимением лучшего.

 

 

2013

Победитель: «Операция Арго»

С победителем случился конфуз — «Операция Арго» получила «Оскар» как лучший фильм года при том, что его режиссер Бен Аффлек даже не попал в номинацию на лучшего режиссера (актер даже отпустил бороду для солидности). Поэтому, наверное, у него был несколько растерянный вид, когда он поднимался вместе со съемочной группой получать награду за собственный фильм. Это редчайший случай в истории «Оскара», и у «Арго» не было бы шансов, будь конкуренты посильнее.

Насколько справедливо:

«Арго» — нестыдный фильм об агентах ЦРУ, которые поехали в Иран под прикрытием съемок сайенс-фикшн-кино. Но сам факт, что фильм Бена Аффлека получил «Оскар» в год, когда с ним соперничали картины Стивена Спилберга, Энга Ли, Квентина Тарантино, Дэвида О. Рассела и Михаэля Ханеке, делает эту победу смехотворной. Тем более что Аффлек продолжил свою режиссерскую карьеру очень средним «Законом ночи» о гангстерах 1930-х, а как актер вообще сыграл в двух слабых «Лигах справедливости».

Кто должен был получить:

«Любовь» Михаэля Ханеке. «Оскар» редко достается иностранцам, а снимающий во Франции австриец Ханеке — иностранец вдвойне. Но «Любовь» стоила того, чтобы вручить ей «Оскар» — возможно, это бы и произошло, если бы годом раньше главную награду не получил другой французский фильм «Артист». «Любовь» включают во все списки лучших фильмов XXI века — в отличие от «Арго».

 

 

2014

Победитель: «12 лет рабства»

Понятно желание Академии бить политкорректные рекорды — «12 лет рабства» стали первым обладателем главного «Оскара», снятым и спродюсированным чернокожим режиссером Стивом Маккуином по сценарию чернокожего Джона Ридли.

Насколько справедливо:

Рекорды рекордами, но, как ни странно, прошли годы, и на этот фильм перестали ссылаться — возможно, потому что это неплохая картина, но не более того. И тот факт, что Маккуин пока не укрепил свою победу следующим хорошим фильмом, тоже не прибавляет ему очков.

Кто должен был получить:

«Гравитация», которая все же получила 7 «Оскаров», включая «утешительный» за режиссуру Альфонсо Куарону, или «Волк с Уолл-стрит» вдруг помолодевшего и повеселевшего в 70 лет Мартина Скорсезе — эти картины поклонники обсуждают и пересматривают до сих пор. «Гравитация» даже запустила новую моду фильмов о космосе, так что ее влияние на кино оспорить невозможно.

 

 

2015

Победитель: «Бёрдмэн»

У «Бёрдмэна» много достоинств — от ироничного кастинга бывшего Бэтмена Майкла Китона в роли человекоптицы до манеры съемки с минимумом монтажных склеек и рассуждений о природе творчества — раз речь тут идет о театре.

Насколько справедливо:

«Бёрдмэн» — то самое любование в собственном отражении, за которое так не любят «Оскар» простые зрители. Кому интересны проблемы театрального актера кроме разве что одних театральных актеров?

Кто должен был получить:

«Отрочество». Ричард Линклейтер снимал этот фильм на протяжении 12 лет с реально менявшимися — и внешне, и внутренне — героями, получился настоящий концептуальный проект длиной в большой и важный кусок жизни взросления обычного парня. Если не это — кинематографический подвиг, то непонятно, что тогда.

 

 

2016

Победитель: «В центре внимания»

Производственная драма Тома Маккарти о бостонских журналистах, расследующих скандал с растлением малолетних представителями церкви имела самые благородные намерения. Наверное, за них и получила.

Насколько справедливо:

В оценке лучших фильмов года благородных намерений недостаточно — вне контекста своей победы «В центре внимания» выглядит как еще один эпизод качественного сериала о жизни трудолюбивых газетчиков — маловато для «Оскара».

Кто должен был получить:

За прошедшие два года все больше становится очевидным, что лучшим фильмом года был совсем другой номинант — «Безумный Макс: Дорога ярости», с которым режиссер Джордж Миллер успешно вернул на экраны, казалось бы, умершую 30 лет назад франшизу. Зрелищное и злое кино как оно есть во всем его великолепии. Но что делать, если «Оскар» считает экшн-фильмы поверхностными.

 

 

2017

Победитель: «Лунный свет»

На протяжении полугода до вручения наград главным фаворитом «оскаровской» гонки был «Ла-Ла Ленд», который в итоге и получил шесть «Оскаров», но не главный. Помимо «Оскара» как лучший фильм года «Лунный свет» получил еще два из восьми номинаций. Можно цинично сказать, что этой победой Академия на годы заткнула рот чернокожим и геям, потому что главный герой фильма Барри Дженкинса — чернокожий гей.

Насколько справедливо:

«Лунный свет» изменил представление о «фильме на Оскар», которому «Ла-Ла Ленд» соответствовал больше. Это малобюджетный фильм о надежде полностью лишенного всех радостей жизни человека, и зрители отреагировали на него кисло — картина Дженкинса собрала в прокате меньше всех победителей «Оскара» за всю его историю. Так что это несправедливая победа с точки зрения заботы о массовом вкусе и справедливая, если смотреть под углом прогресса и развития самого «Оскара».

Кто должен был получить:

«Ла-Ла Ленд» — яркий фильм, который не только вернул на экраны песни и танцы, но и обновил избитый жанр романтического кино, на котором всегда держался Голливуд.

 

 

2018 (прогнозы)

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Помимо того, что драма Мартина Макдоны получила все награды до «Оскара» — от «Золотого глобуса» до приза Актерской гильдии, что уже само по себе делает ее фаворитом гонки, «Три билборда» к тому же идеально соответствует фоновой повестке этого года — брошенная ради вульгарной малолетки мужем безутешная мать убитой и изнасилованной дочери Милдред (Фрэнсис Макдорманд) объявляет войну деревенским копам — ленивым расистам и беспредельщикам. Голливудское кино давно не было таким прямолинейным и доносящим свою политическую позицию в лоб, как этот фильм, но в прошедший год, примерно совпадающий с годом президентства Дональда Трампа, по-другому и нельзя.

Насколько справедливо:

Главный конкурент «Трех билбордов» — «Форма воды» Гильермо Дель Торо, который наверняка получит «Оскар» за режиссуру, хотя бы просто потому что как режиссер он посильнее Макдоны. Но сама ностальгическая и эскапистская «Форма воды» меньше соответствует требованиям момента, ее главная героиня (Салли Хокинг), немая и влюбленная в амфибию уборщица, в отличие от Милдред из «Трех билбордов» — не тот бесстрашный и красноречивый лидер женщин, который нужен в этом году.

 

У остальных номинантов еще меньше шансов:

«Секретное досье» Стивена Спилберга вспоминает, как журналисты боролись с президентом Никсоном в 1970-х, но это ровная и слишком предсказуемая картина о прошлом, а не призыв к действию, как драма Макдоны.

«Зови меня своим именем» — отлично сделанный фильм, но сейчас Голливуду не нужна в лидерах история о первой любви, к тому же фильм о геях — «Лунный свет» — получил «Оскар» всего год назад.

У остальных картин — «Темные времена» Джо Райта, «Дюнкерк» Кристофера Нолана», «Прочь» Джордана Пила, «Леди Бёрд» Греты Гервиг и «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона — шансов совсем мало.

Кто должен получить:

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Это не значит, что другие фильмы хуже — наоборот, 2017-й получился очень сильным киногодом. Это всего лишь вопрос тайминга и соответствия настроениям момента — искренняя поддержка картины Макдоны чувствуется на протяжении всего сезона наград.