Стиль
Впечатления Галерист Анна Нова об арт-сцене Петербурга и молодых художниках
Стиль
Впечатления Галерист Анна Нова об арт-сцене Петербурга и молодых художниках
Впечатления

Галерист Анна Нова об арт-сцене Петербурга и молодых художниках

Фото: пресс-служба anna nova gallery
О поиске новых имен, летнем арт-мире Петербурга и конкурсе для молодых авторов «РБК Стиль» рассказала галерист Анна Нова. Александру Бланарю из аукционного дома Phillips удалось поймать ее перед ужином, открывшем лаунж-зону в Anna Nova Gallery.

Расскажите про новое пространство в вашей галерее. Как родилась идея, что послужило причиной?

Галерея существует уже 12 лет, начинали мы с одного этажа, потом стали разрастаться. Сейчас первый и второй этажи — это выставочное пространство, плюс там же находятся офис и хранилище, куда некоторые коллекционеры тоже заглядывают. Недавно мы поняли, что у нас нет пространства, куда мы могли бы приглашать гостей, чтобы пообщаться в спокойной и уютной атмосфере — и мы решили его создать.

 То есть это была потребность именно клиентов?

Да. Смотреть искусство в интерьере легче: ты видишь, как то или иное произведение встраивается в твой дом или квартиру. Мы показываем работы не просто на белой стене, а вписанными в уютный интерьер. В Collector’s Lounge мы создаем свободную атмосферу, будем проводить там дружеские и приватные встречи.

Первым здесь устроили ужин Be Curious Martell в исполнении петербургского дуэта шеф-поваров Duoband — Дмитрия Блинова и Рената Маликова (Tartarbar, Duo gastrobar). Мы собрали друзей, коллекционеров. Опробовали новое пространство — и прекрасно провели время. В дальнейшем мы планируем устраивать здесь лекции, модные показы, к нам уже обращаются бренды, которые хотят проводить мероприятия в галереях или в принципе сотрудничать с искусством. Еще мы будем проводить камерные выставки в закрытом формате, создадим клубную систему. Идей много, и раскрывать все сейчас пока не хочется.

Фото: пресс-служба anna nova gallery

 Как вы выбираете художников для галереи? Ориентируетесь ли на молодых авторов?

Мы занимаемся концептуальным современным искусством, и художники у нас совершенно разного возраста. Самым молодым был, наверно, Стас Багс, мы тогда сами только начинали работать. Сейчас возрастные рамки начинаются лет с 25-26, хотя некоторым нашим художникам уже за 70.

 В моем понимании и в 70 можно быть молодым художником, если только начинаешь.

 Конечно. Мы знаем великолепные примеры художников, дизайнеров, архитекторов, которые уже во взрослом возрасте создают первые шедевры.

Если не за что зацепиться, невозможно из этого что-то вырастить.

 А как вы определяете художников, которые вам подходят? Есть ли определенные критерии, которым они должны соответствовать?

Думаю, что это в какой-то степени интуиция. У Марины (Виноградовой, арт-директора галереи, — прим. ред.) прекрасное искусствоведческое образование, у нас все в коллективе имеют подобный бэкграунд. Кроме меня. У меня изначально финансово-экономическое образование.

В выборе художников — и для работы в галерее в принципе — очень важна определенная насмотренность. Складывается понимание, что такое современное искусство, какие есть критерии, как им соответствовать.

Чтобы мы начали работать с художником, должны сложиться пазлы: актуальность, ощущение, что это будет интересно на Западе, немаловажно и оказаться в нужном месте в нужное время. Но во главе все равно находятся​ художник и его творчество. Если не за что зацепиться, невозможно из этого что-то вырастить. В тебя должны верить: зритель, коллекционер, галерист.

В поиске «своих» авторов нам помогает конкурс для молодых художников, который мы проводим уже в шестой раз. Вместе с жюри отсматриваем заявки, в этот раз их пришло около 350! Часть отсекается сразу же, но можно найти и очень интересные проекты. 

Фото: пресс-служба anna nova gallery

 Хочется побольше узнать от вас про этот конкурс.

 Конкурс называется «Новые проекты для галереи Анна Нова». Мы заинтересованы в сторонней объективной оценке и формируем независимое жюри, вместе с которым выбираем проект-победитель. (В этом году выиграла выпускница ИПСИ Алиса Керн, чья выставка состоится осенью 2017 года — прим. ред.).

Начиналось все очень легко и органично, будто пазлы сложились. Открылась галерея, у нас тогда работала Катя Андреева, которая подбирала художников и организовала конкурс. Она придумала первые темы, составила его регламент. А дальше это настолько органично вписалось в наше существование, что стало развиваться само по себе. За 12 лет это уже шестой конкурс — и мы видим сильные изменения. Из локального он стал международным: заявки приходят из Турции, Бельгии, США. В этом помогает и международное жюри, серьезные имена привлекают художников. В этом году в жюри у нас были Каролин Христов-Бакарджиев, она курировала 13-ую Документу, Джоанна де Вос, бельгийский куратор и со-куратор выставки Яна Фабра в Эрмитаже. Были и Дмитрий Озерков, Валентин Дьяконов.

А в дальнейшем? Может ли конкурс быть создан как отдельная организация?

Я бы не отказалась, если бы это взял на себя, например, «Манеж». Хочется передать конкурс в надежные руки. Или делать его вместе с кем-то. У Насти Курехиной есть прекрасная премия... Делать все самостоятельно нам уже сложно. У нас есть попечительский совет, выставка, премия. Мы даем художникам возможность поехать в резиденцию, сделать дополнительную выставку — на усмотрение попечительского совета. Который, кстати, у нас существует всего второй год. Грантов и конкурсов для художников должно быть больше в нашей стране.

 Вы участвуете в ярмарке Cosmoscow. Эта ярмарка для вас — об имидже? Или еще и прибыльное дело?

 Получилось так, что для нас последние две ярмарки Cosmoscow очень прибыльные, вообще весь стенд продается. Картины Дашевского, Кулькова, объекты Aljoscha очень интересуют московских коллекционеров, причем как опытных, так и начинающих.

И покупают не только наши постоянные коллекционеры, но и те, от кого не ожидаешь. Увеличивается интерес к современному искусству на внутреннем рынке, что меня очень радует — мы видим, что все наши усилия дают плоды. Мы много работаем над тем, чтобы современное искусство стало более востребованным. Наша деятельность — миссионерская в какой-то степени: помимо конкурса мы проводим круглые столы, встречи, делаем выставки вне галереи. Недавно ездили в Сочи, где сделали выставку. Теперь в Сочи хотят с нами сотрудничать, чтобы мы дальше организовывали выставки, хотят паблик-арт выставлять на своих площадках.

Работа художника Aljoscha (Алёша)

Работа художника Aljoscha (Алёша)

 Но это частный интерес? Частная компания?

Да, пока частная.

Еще хотел обсудить летний период в Санкт-Петербурге. Странно, что все дома там еще не превратились в отели, потому что это время года действительно очень активное. К вам летом приходит много, так скажем, «случайных» клиентов? То есть, туристов?

 Да. Зашел-купил. У европейцев это нормальная практика, это мы отстаем лет на 50.
 А такие туристы потом возвращаются, кто случайно зашел?

Пока, по-моему, не было. Но мы общаемся, контактируем, отправляем информацию.

Да, это абсолютно правильно. Про московские галереи, для сравнения, я таких историй не слышал, и они как раз обычно закрываются на лето.

 У нас была такая же практика, мы на август закрывались. Первых лет пять мы работали в таком режиме, а потом я уже поняла, что в Петербурге это единственное время, когда что-то активно происходит. Лучше уйти в отпуск, допустим, в феврале.

 Куда вам было бы интереснее двигаться дальше — в Европу, Азию..?

​ В наших планах Америка. Впрочем, Азия тоже заинтересована в российском искусстве. Я даже не думала, что их так привлекает наше искусство, обычно они поддерживают свое, развивают, покупают. В Азии сейчас вообще сильный интерес к культуре, они готовы инвестировать во все бренды мирового уровня, которые имеют хорошую доходность.

 Но вы все равно пока думаете об Америке?

В Азии по статистике самый крупный арт-рынок. Просто участие для нас дорого. Хотелось бы ездить максимально везде, но так как государство никакой поддержки не оказывает, нужно самим как-то это решать, и логистика пока для нас дороговата. ​

Работа художника Aljoscha (Алёша)
Работа художника Aljoscha (Алёша)

 А с какими художниками вы хотите в дальнейшем работать? Вы будете заниматься русскими художниками за рубежом?

 Мы хотим показывать хорошее искусство, у нас нет цели показывать только российских художников. Нам хотелось бы также сотрудничать с какими-то галереями, которые по рейтингу либо выше стоят, либо наравне с нами. И, может, объединить наши усилия, чтобы получить больший охват.

Мы делаем периодически такие проекты — этим летом с американцами, раньше с польскими художниками работали, с французскими, в прошлом году сотрудничали с Aljoscha (Алеша). Он изначально из Украины, но много лет живет в Германии. Его выставка, кстати, была одной из самых посещаемых, пришли люди, которые даже, наверное, не знали о существовании галереи Anna Nova. Своими яркими необычными объектами он привлек молодых людей, студентов.

 Да, надо правильно воспитывать молодых коллекционеров.