Стиль
Впечатления Ново как мир: почему хайп вокруг рэп-баттла круче самого баттла
Стиль
Впечатления Ново как мир: почему хайп вокруг рэп-баттла круче самого баттла
Впечатления

Ново как мир: почему хайп вокруг рэп-баттла круче самого баттла

Ново как мир: почему хайп вокруг рэп-баттла круче самого баттла
О накаленной встрече Оксимирона со Славой КПСС (Гнойным) и общекультурной ценности этого поединка рассуждает колумнист «РБК Стиль» Артур Гранд.

На днях интернет взорвался. О баттле между Оксимироном и Славой КПСС (Гнойным) высказались даже те, кто услышали их имена впервые. На момент написания этого текста количество просмотров на YouTube этого рэп-поединка составляет более 13 млн. ТРИНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ. О таком резонансе многие знаменитые музыканты могут только мечтать. Почти все ведущие издания написали о баттле, медийные и известные люди прокомментировали его. Кто-то ругает, кто-то хвалит, поэзия, хайп, панчи, розовая рубашка, подземка, мат, все смешалось в обсуждении, даже фейсбук-коты куда-то подевались. Популярность — вещь коварная, сегодня ты — кот, всеми любим, а завтра некто Гнойный взял и занял твое прилайканное место.

Я иногда слежу за рэп-баттлами. Мне не очень близок жанр, но понятны его законы. Скажу сразу, этот поединок мне не слишком понравился. Оксимирон своим граймом мог разорвать соперника в лоскуты, но он нацепил на себя (да, да) эту розовую рубашку и прочитал что-то невероятно скучное про героя, который все время куда-то идет и убивает по пути каких-то драконов (от человека, который в своих текстах ссылается на Кроули и Мамлеева, очень странно такое слышать). Поэт Андрей Родионов в своей колонке назвал Гнойного «проклятым поэтом», но особой проклятости я не заметил. В рамках жанра он был почти безупречен, но жанр сам по себе не создает ни поэта, ни проклятости.

A post shared by Oxxxymiron (@norimyxxxo) on

 

Конечно, в баттле присутствовала мощная драматургия, понятная тем, кто следит за русским рэпом (чемпион против андердога). Если отвлечься от нее, что еще в поединке было интересного? Оксимирон очень театрально (то есть плохо) прочитал известное стихотворение Гумилева, Гнойный сослался на Тарковского и Замятина (один раз удачно, второй раз — нет). Рифмы? Довольно средние. Эмоции, драйв? Да, этого было предостаточно. Актуальные темы — очень мало. Политика — найн.

Самое смешное, когда люди задаются вопросом — поэзия ли это? Ну конечно, поэзия. Уличная. Не современная. Ее истоки — в поэзии классической, рифмованной, собственно, рэп в определенном смысле — продолжение традиционной поэзии, положенной на ритм. И в этом смысле совершенно не важно, кого вы слушаете — Полозкову или Оксимирона. Они оба популярные уличные поэты, современные рэперы, «продавцы рифмованной шаурмы».

Главное для меня во всем этом сюжете находится за пределами баттла. Российский шоу-бизнес/музыкальная индустрия представляет из себя зрелище настолько жалкое, что даже резкие панчи не нужны, чтобы его как следует пропесочить. Радио и тв забиты тоскливой поп-музыкой, на всю страну существует несколько продюсеров, которые и определяют правила игры. Что остается инди-музыкантам? Податься на проект «Голос», чтобы потом всю жизнь открещиваться от своего участия в нем. Ездить по европейским фестивалям и не слышать о себе упоминаний в российской прессе. Сдаться продюсерам и запеть старые песни и главном.

 

И вдруг оказывается, что рэп-баттл создает альтернативное музыкальное пространство, где нет никакого официоза, где грубят, матерятся и начинают шоу со слов «пошумим, б...дь!». Миллионы просмотров, обсуждений, Юрий Лоза недоволен — и слава богу.

Альтернатива. Этому слову в России должен быть присвоен сакральный статус прямо в Конституции. Не директива, не указ, не закон — этого добра у нас, как плитки. Двое рэперов лупцуют друг друга последними словами, это субкультура, иное, альтернативный язык. Это прекрасно.

Конечно, хотелось бы, чтобы рэп-баттлы рождали не только миллионы просмотров и гифок, но и новые, интересные имена. Альтернативное музыкальное пространство — не вещь сама в себе, но полигон для творчества. Сегодня ты популярный хайпер, а завтра — музыкант, не участник баттла, а рэпер — проклятый или нет, не столь уж важно. Возникнут ли из баттлов отечественные кендрики ламары или талибы квали — вопрос риторический.

Главное, что официальные музыкальные каналы вдруг обнаружили свою никчемность. Или, по крайней мере, почувствовали конкуренцию. Со стороны улицы. А что может быть конвульсивней уличной городской среды? «La beaute est dans lu rue!» — полвека назад говорили ситуационисты, воевавшие с обществом спектакля. Конечно, рэп-баттл — тоже спектакль, но в нем есть стихийность, нарушение конвенций, очарование гиньоля.

На мониторе в одном окне у вас новый клип Филиппа Киркорова, а в другом — очередной баттл Гнойного. Что выберете?