Стиль
Впечатления 10 лучших фильмов по Стивену Кингу
Впечатления

10 лучших фильмов по Стивену Кингу

Фото: kinopoisk.ru
Кинонаследие Кинга не проанализировать в одной статье: по его книгам снято 238 фильмов и сериалов, и в 2017-м к ним добавились «Темная башня» (в прокате с 3 августа), «Мистер Мерседес», «Мгла» и ремейк «Оно». Но эти 10 лент стоит увидеть в первую очередь.

«Побег из Шоушенка» (1994)

У фильма Фрэнка Дарабонта интересная судьба. Выйдя в один год с «Криминальным чтивом» Тарантино и «Форрестом Гампом» Земекиса, «Побег из Шоушенка» номинировался на целых семь «Оскаров», проиграл во всех номинациях более удачливым конкурентам, но взял реванш позже, когда на два десятилетия занял первое место в списке лучших фильмов в истории кино по мнению читателей IMDb («Криминальное чтиво» на 7-м, «Форрест Гамп» — на 12-м). История годами крепнущей в тюрьме дружбы двух уголовников за прошедшие десятилетия нисколько не утратила своей мощи, популярности и значения — когда Барак Обама и его вице-президент Джо Байден покинули свои посты, интернет прокомментировал их уход мемами как раз из финала «Побега из Шоушенка».

 

 

«Сияние» (1980)

Сам Кинг, для которого эта экранизация была лишь второй в жизни, не любит фильм Стэнли Кубрика по понятной причине — в его романе психическое расстройство главного героя показано с точки зрения наблюдающих за ним жены и сына. Конечно, сделав Джека Торренса и объектом, и субъектом сюжета, Кубрик сместил акценты кинговской истории, но то, как показан зловещий отель, на десятилетия повлияет на режиссеров хоррор-жанра, которые ищут угрозу в повседневном. Благодаря Кубрику трэшевый материал превратился в произведение искусства, и именно этого очень не хватает в бесконечных «лунатиках», «давилках» и «худеющих», позже снятых другими постановщиками, которые способствовали тому, что Кинга стали считать мастером чистой эксплуатации.

 

 

«Мизери» (1990)

Писательские фобии — одна из главных тем в книгах Кинга, от «Тайного окна» до «1408». Но нигде зависимость беззащитного писателя от вкусов агрессивного и требовательного читателя — в данном случае напористой психопатки Энни Уилкс в исполнении Кэти Бэйтс — не показана так буквально. Бэйтс за эту роль получила заслуженный «Оскар» и стала звездой.

 

 

«Останься со мной» (1986)

Как и «Мизери», эта подростковая драма снята Робом Райнером, и Кинг настолько остался доволен результатом, что называл режиссера лучшим интерпретатором своих произведений. В случае с «Останься со мной» попасть в интонацию было особенно сложно — это одна из самых личных книг Кинга о собственном детстве и, соответственно, одна из наименее кровожадных.

Кадр из фильма «Останься со мной», 1986
Кадр из фильма «Останься со мной», 1986

 

 

«Кэрри» (1976)

Брайан Де Пальма первым экранизировал произведение Кинга. История о девочке с телекинетическими способностями, отомстившей школьным обидчикам, сразу заявила наперед любимую тему писателя — легкое смещение реальности, позволяющее посмотреть на нее по-новому. Исполнительница заглавной роли Сисси Спейсек стала звездой, а сама «Кэрри» — одним из главных фильмов 1970-х и — шире — об ужасах подросткового возраста и детской жестокости.

 

 

«Долорес Клейборн» (1995)

Детектив о дочери, с детства подсознательно ненавидевшей мать после смерти отца, явно был снят по следам успеха «Мизери» — даже главную роль сыграла та же Кэти Бэйтс. Но у «Долорес Клейборн» есть и свои достоинства. Загнанная вглубь детская травма может испортить всю жизнь, и ее рано или поздно можно исправить только правдивым признанием, каким бы ужасным оно ни было. Дженнифер Джейсон Ли, сыгравшая дочь заглавной героини, проходит здесь путь от презрения к забитой матери-провинциалки до сочувствия — трансформацию, которую редко встретишь в жанровом кино. Это крепкая драма об униженных женщинах, которых от печальной участи не спасают ни дети, ни деньги.

 

 

«Мертвая зона» (1983)

Кингу везло с режиссерами-авторами. Фильмы по его произведениям снимали Стэнли Кубрик, Роб Райнер, Фрэнк Дарабонт, Брайан Де Пальма и Брайан Сингер. Но, наверное, ни один из них не был тематически так близок писателю, как Дэвид Кроненберг, снявший этот триллер о преподавателе (Кристофер Уокен), который просыпается после пятилетней комы и осознает, что способен видеть будущее. Лучше всего о «Мертвой зоне» написал главный критик Америки Роджер Эберт, сравнивший ее с «Ребенком Розмари» и «Изгоняющим дьявола»: «Фильм о сверхъестественном бывает хорошим, только когда зритель забывает, что смотрит фильм о сверхъестественном».

 

 

«Способный ученик» (1998)

После своего прорыва с фильмом «Подозрительные лица» и перед запуском «Людей Икс» Брайан Сингер снял этот триллер практически на двух актеров. Американский школьник начинает подозревать, что сосед — избежавший наказания нацистский преступник. Но и Кинг, и Сингер гораздо сложнее и умнее, чтобы просто рассказать очередную историю о справедливости возмездия. Наоборот, это жуткая история о том, что фашизм живуч и поджидает жертву в тихом мирном пригороде с приветливыми, законопослушными и толерантными гражданами.

Кадр из фильма «Способный ученик», 1998
Кадр из фильма «Способный ученик», 1998

 

 

«Мгла» (2007)

История о запертой из-за смертоносного тумана в супермаркете компании людей, которые никак не могут договориться между собой, получилась больше социальной аллегорией, чем страшным хоррором. В данном случае это хорошо, учитывая, сколько средних хорроров снято по Кингу.

 

 

«Зеленая миля» (1999)

Уже третий, помимо «Побега из Шоушенка» и «Мглы», фильм по Кингу, снятый Фрэнком Дарабонтом, оказался самым кассово успешным. Здесь писатель, а за ним и режиссер задумываются над тем, может ли исцеляющая людей способность перевесить преступления, совершенные обладателем этого таланта. И тут же  отвечают положительно — как только эта способность может помочь близкому вам человеку. Эта история собрала в мировом прокате $286 млн — больше, чем любой другой фильм по Кингу.