Стиль
Впечатления «Окно на Запад» и огород: 105 лет истории Пушкинского музея
Стиль
Впечатления «Окно на Запад» и огород: 105 лет истории Пушкинского музея
Впечатления

«Окно на Запад» и огород: 105 лет истории Пушкинского музея

Фото: Ольга Мелекесцева / facebook.com/pg/theartsmuseum
31 мая Пушкинский музей отмечает день рождения — на этот раз 105-летие. «РБК Стиль» узнал, сколько стоило строительство знаменитой культурной институции, что выращивали на музейном огороде в годы войны и по сколько часов стояли в очереди к «Моне Лизе».

— 1 —

Здание тогда еще Музея изящных искусств было заложено в августе 1898 года и возводилось по последнему слову строительной техники тех лет. Ему решили придать вид античного храма с колоннадой по фасаду. Кровлю сделали стеклянной: сквозь нее в залы второго этажа и дворики-атриумы должен был проникать дневной свет, электрическое освещение в них не планировалось. Музей должен был работать лишь в светлое время суток.

Фото: Ольга Мелекесцева / facebook.com/pg/theartsmuseum

— 2 —

Львиную долю средств в создание будущего музея вложил меценат и владелец стекольных заводов Юрий Нечаев-Мальцов. И этим вошел в историю. На строительство он пожертвовал 2 млн руб. из всего потраченных 2,6 млн. Для сравнения, из государственной казны выделили «всего» 200 тыс. руб. На средства Мальцова были наняты 300 рабочих, которые добывали на Урале белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов музея. А когда выяснилось, что десятиметровые колонны портика в России сделать невозможно, меценат заказал их в Норвегии, зафрахтовав пароход для доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.

Фото: wastesoul / depositphoto.com

— 3 —

Музей изящных искусств был открыт 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Новая культурная институция быстро приобрела популярность у публики: посещаемость в будни доходила до 700–800 человек, а в воскресенья и праздники — до 2500. «Музей создан исключительно на пожертвования, что придает ему особую народную ценность. Содержание музея составляют произведения искусств, начиная с древнейших эпох Ассирии, Египта, далее Греции и Рима, первых времен христианства, средневековья и эпохи возрождения, частью в редкостных униках, большей же частью в изумительных по точности копиях», — писал тогда журнал «Огонек». А Марина Цветаева, дочь основателя музея профессора Ивана Цветаева, вспоминала: «Молебен кончен. Вот государь говорит с отцом, и отец, как всегда, чуть склонив голову набок, отвечает».

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1912
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1912

— 4 —

Сразу после объявления войны в музее собрали экстренное совещание по спасению художественных ценностей. За два дня все шедевры были укрыты в надежных местах. Музей еще продолжал работать, но увидеть посетители могли лишь залы слепков второго этажа. Уже в первые недели войны в музее установили посменное дежурство сотрудников, а стеклянную крышу покрыли камуфляжной сеткой. Тысячи мешков с песком занесли в залы и на чердаки — ими обложили памятники. А самое ценное спрятали в подвальные помещения. В начале июля началась эвакуация музейных ценностей, которые переправили в Новосибирск и Соликамск.

— 5 —

В годы Великой Отечественной войны здание Пушкинского музея серьезно пострадало. Уже во время первых бомбежек Москвы был пробит ажурный прозрачный купол, спроектированный Владимиром Шуховым. В августе сотни зажигательных бомб попали на территорию музея и в его залы. Одна из них стала причиной пожара, частично уничтожившего панно художника Головина «Афинское кладбище». Рано наступившая зима первого военного года была на редкость суровой. В музее лопнули трубы отопительной системы, перестало работать электричество. Здание заливали потоки дождевой воды, а затем залы засыпал снег. К счастью, в них к тому моменту уже не оставалось экспонатов.

Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина во время войны
Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина во время войны

— 6 —

В годы войны в музее не только продолжали работать в запасниках, устраивать небольшие выставки (в сентябре — октябре 1941 года экспозицию «Героическое прошлое русского народа» посетили 1777 человек) и даже защищать диссертации, но и выращивали овощи. Коллективный огород был разбит прямо в сквере возле музея. Там в 1942–1943 годах росли картошка и морковь.

— 7 —

В годы хрущевской «оттепели» Пушкинский музей сравнивали с «окном на Запад». «Мы не могли ездить за границу. Мы не знали, что такое Прадо, что такое Лувр, что такое галереи Флоренции и Милана. Мировое искусство практически заканчивалось на импрессионистах французских. После этого мы знали Пикассо как автора «голубя мира». Музей Пушкина накормил нас информацией и выставками, которые сюда пробивались с огромным трудом», — рассказывал о роли Пушкинского музея главный редактор журнала «Огонек» в годы перестройки Виталий Коротич.

В 1956 году в музее прошла знаковая выставка работ Пабло Пикассо, в очередях на которую стояли даже ночью. Организовать экспозицию помог Илья Эренбург. На открытии выставки чуть не началась давка. Усмирить собравшихся удалось Эренбургу, произнесшему фразу: «Товарищи, вы ждали этой выставки двадцать пять лет, подождите теперь спокойно двадцать пять минут...».

— 8 —

В 1974 году в Пушкинском прошла еще одна знаковая выставка. В Москву из Парижа привезли шедевр Леонардо да Винчи — «Мону Лизу». Полотно выставлялось в специальном пуленепробиваемом футляре, а страховая сумма составила гигантские $100 млн. Жаждущие увидеть один из самых знаменитых портретов в истории простаивали в очереди по 7-8 часов. При этом задержаться возле картины было нельзя — на ее осмотр у зрителей было не больше 15 секунд.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в Москве, 1974
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» в Москве, 1974

— 9 —

В собрании Пушкинского музея сегодня находится около 700 тыс. единиц хранения — от античности до наших дней. При этом лишь несколько процентов от их общего числа выставляются. Через залы музея в год проходит около миллиона зрителей.

Фото: Ольга Мелекесцева / facebook.com/pg/theartsmuseum

— 10 —

Выставкой-блокбастером для ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2016 году стала экспозиция работ Рафаэля. В Москву привезли восемь живописных и три графические работы мастера эпохи Возрождения. Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини тогда отмечал, что экспозицию, подобную той, которую увидела российская столица, невозможно будет провести нигде в мире в ближайшие пять лет. Страховая стоимость произведений искусства была колоссальной и составила €500 млн.