Стиль
Впечатления Главное — крылья: что смотреть в часовом музее Longines
Стиль
Впечатления Главное — крылья: что смотреть в часовом музее Longines
Впечатления

Главное — крылья: что смотреть в часовом музее Longines

Фото: пресс-служба Longines
О важных экземплярах часов Longines — первых или почти 50-миллионных, — любви швейцарской марки к спорту и всех ее сильных сторонах расскажет музей в городе Сент-Имье.

Большая часть пятитысячного населения городка Сент-Имье на северо-западе Швейцарии занята в часовом деле, в том числе и в компании Longines. История бренда началась 185 лет назад с крошечного предприятия Огюста Агассиса по производству и торговле готовыми часами. Он размещал заказы на изготовление деталей и сборку калибров у местных часовщиков, а потом распространял готовые часы через сеть торговых агентов по всему миру. Одним из самых успешных рынков в 1840–1850-х была Америка, куда поставлялись элегантные карманные часы, правда еще не носившие имени Longines. Компанию с таким названием (Longines в переводе со старофранцузского означает «длинные луга»), логотипом в виде крылатых песочных часов и производственными помещениями основал племянник Огюста Агассиса Эрнест Франсийон в 1867 году. Именно он купил участок земли, на котором стоит здание нынешней часовой мануфактуры. Здесь же с 1992 года располагается и музей часовой марки.

Часы Lindbergh Hour Angle, 1931 год; The Lindbergh Hour Angle Watch 90th Anniversary, 2017 год

Часы Lindbergh Hour Angle, 1931 год; The Lindbergh Hour Angle Watch 90th Anniversary, 2017 год


Пространство разделено на четыре части. Первый небольшой зал напоминает старинную библиотеку: 800 фолиантов в темно-красных обложках хранят информацию обо всех произведенных в стенах фабрики часах, начиная с экземпляра под №1 (1867 года) вплоть до 1969-го, когда были выпущены часы с номером 15 000 000. Дело в том, что Эрнест Франсийон распорядился наносить на механизм и крышку часов не только логотип, но и серийный номер, поэтому все часы Longines имеют сплошную нумерацию (через пару лет, при нынешних объемах производства, компания выпустит свои 50-миллионные часы). Из этих книг мы узнаем, что первые часы в Китай были проданы уже в 1867 году, а в Россию — в 1878-м. Архивные записи помогают идентифицировать часы и предоставить любую информацию по запросу клиента.

В следующем зале выставлены самые главные часовые достижения Longines: первый карманный хронограф (1878), первый наручный однокнопочный хронограф с калибром 13.33Z (1913), возвратный хронограф с калибром 13ZN (1936), являющийся на сегодняшний день самым востребованным среди коллекционеров, первые автоматические часы (1945), первые кварцевые часы (1969).

Фото: пресс-служба Longines

Надежным и точным инструментам Longines доверяли пилоты, военные мореплаватели и путешественники: кроме текущего времени такие часы помогали рассчитать географическое положение и направление движения. В зале «первопроходцев» хранятся навигационные приборы, разработанные вместе с капитаном американского ВМФ Вимсом, которые позволяли синхронизировать секундную стрелку с сигналом точного времени по Гринвичу, и хронометр Линдберга с часовым углом (эти часы переизданы в честь 90-летия перелета знаменитого пилота через Атлантику в 1927 году). Один из экспонатов был предоставлен бывшим пилотом Swiss Air — в 1954 году часы Longines были на службе у гражданской авиации.

Отдельный зал посвящен разработкам компании в области хронометража спортивных соревнований: начиная от первых хронографов 1870-х, которые использовали на скачках в Америке, и «разорванного провода» 1912 года, придуманного для атлетических состязаний, до точнейших систем фотофиниша середины 1950-х. Марка Longines была официальным хронометристом Олимпиады 1980 года в Москве.

Фото: пресс-служба Longines

Экспозиция последнего зала раскрывает девиз Longines Elegance is an Attitude. Со стен взирают портреты посланников элегантности, а в витринах выставлены женские модели Les Elegantes и ультратонкие мужские часы. К сожалению, среди них нет модели 1929 года, принадлежавшей Альберту Эйнштейну, — золотые часы с гравировкой в 2008 году ушли за баснословные $596 тыс. частному коллекционеру. Зато в музее появилось несколько ювелирных экземпляров ар-деко, в частности подвеска 1916 года в виде скарабея с циферблатом, спрятанным под эмалевыми крыльями, и платиновые часы-подвеска 1910 года с бриллиантовым ободком, на котором арабские индексы выложены синими сапфирами.

Коллекция музея постоянно обновляется. Как рассказал нам президент Longines Вальтер фон Кенель: «Мы довольно много покупаем ежегодно. У нас очень богатый архив, мы знаем, каких именно моделей не хватает, и постоянно пытаемся заполнить пробелы».