Стиль
Впечатления Третьяковская галерея открыла ретроспективу Зинаиды Серебряковой
Стиль
Впечатления Третьяковская галерея открыла ретроспективу Зинаиды Серебряковой
Впечатления

Третьяковская галерея открыла ретроспективу Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова. «Девочки-сильфиды» (Балет «Шопениана»), 1924

Зинаида Серебрякова. «Девочки-сильфиды» (Балет «Шопениана»), 1924

Третьяковская галерея продолжает серию выставок-блокбастеров. Вслед за ретроспективой Ивана Айвазовского, которая вошла в десятку самых посещаемых в мире в 2016 году, два этажа Инженерного корпуса музея заняла экспозиция работ Зинаиды Серебряковой.

Отдать все выставочное пространство Инженерного корпуса одному художнику — событие для Третьяковской галереи неординарное. До Зинаиды Серебряковой такое исключение было сделано лишь для ретроспективы Марка Шагала. Но иначе было не реализовать задумку организаторов, а она заключалась в том, чтобы устроить наиболее полный за последние 30 лет показ произведений одной из первых и любимых профессиональных женщин-художниц России.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909

Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909

Творческая жизнь Зинаиды Серебряковой началась рано. Уже в 1910 году три работы тогда еще совсем молодой художницы прямо с выставки приобрел попечительский совет Третьяковской галереи. Среди них был и знаменитый автопортрет «За туалетом», который с тех пор висел в постоянной экспозиции музея, покидая ее лишь за редкими исключениями. «У Зинаиды Серебряковой сложилась счастливая творческая, семейная, женская жизнь до наступления страшных катаклизмов 1917 года. В их результате она потеряла своего горячо любимого мужа, потеряла место, которое было для нее самым дорогим на свете — имение Нескучное», — рассказала директор Третьяковской гелереи Зельфира Трегулова. Но несмотря на все удары и жизнь в крайне стесненных обстоятельствах в Петрограде, Серебрякова продолжала писать портреты и уютные сцены домашней жизни, увиденные незамутненным, неозлобленным взглядом. Художнице как будто удавалось своим творчеством отгораживаться от всего страшного, что происходило вокруг.

Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914

Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914

«Сегодня Серебрякову знают как самую известную женщину-художницу России. По крайней мере, так она позиционируется многими изданиями. Но, как выяснилось, представление о ее творчестве совсем не полное. Когда начинаешь разговаривать с людьми, оказывается, что кроме ее автопортрета они не знают, что она еще создала», — отметила куратор выставки Татьяна Ермакова. Поэтому одной из задач выставки было показать Серебрякову как живописца, передававшего на своих полотнах радость человеческого бытия. Так, один из разделов экспозиции раскрывает художницу как тонкого пейзажиста. Один из «героев» ее полотен — старинная усадьба Нескучное, где она провела не одно лето, встретила будущего мужа и родила четверых детей. Серебрякова писала здесь сельские виды и делала зарисовки крестьян, которые позднее составили серию «Типы крестьян Курской губернии».

Выставка Зинаиды Серебряковой органично вписалась в год 100-летия революции в России. Именно 1917-й разделил жизнь художницы на два периода: счастливый, усадебный, домашний «до» и трудный, эмиграционный «после». В 1924 году Серебрякова навсегда покинула Россию и поселилась во Франции. В эмиграции она много писала на заказ. Так, впервые московские зрители увидят декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Броуэра. Это был первый и единственный интерьерный проект в биографии Зинаиды Серебряковой.

«Эта выставка представляет полный ансамбль творчества Зинаиды Серебряковой, — признался на состоявшемся при поддержке Martell открытии внук художницы Иван Николаев. — И хотя я с детства видел ее работы, мне кажется, эта экспозиция рассказывает и о человеческих качествах моей бабушки, которые, несмотря на все сложные условия, не позволили ей остаться не художником».

Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее открыта с 5 апреля до 30 июля 2017 года.