Стиль
Впечатления Искусство в опасности: главные жертвы арт-вандализма
Стиль
Впечатления Искусство в опасности: главные жертвы арт-вандализма
Впечатления

Искусство в опасности: главные жертвы арт-вандализма

Фото: Bill O'Leary/The Washington Post via Getty Images
На выставке Яёи Кусамы посетитель повредил экспонат. Делая селфи, он упал на одну из тыкв художницы, которая оценивается более чем в полмиллиона долларов. «РБК Стиль» вспомнил случаи, когда произведениям искусства случайно и умышленно наносили ущерб.

Тыква Яёи Кусамы

Фото: Bill O'Leary/The Washington Post via Getty Images

Меньше чем через неделю после открытия в вашингтонском Музее Хиршхорн выставка Яёи Кусамы «Бесконечность зеркал» попала в сводки новостей. Причиной стало повреждение одной из знаменитых тыкв художницы. Произведение искусства пострадало от рук зрителя, который решил сделать селфи, сообщила The Washington Post. Не удержав равновесие, он упал на тыкву, стоимость которой оценивается более чем в полмиллиона долларов. Зеркальную комнату с экспонатом пришлось закрыть, а в других выставочных залах было решено увеличить число сотрудников. Стоит отметить, что выставка японки, которую портал Artnet ранее назвал самой дорогой из ныне живущих художниц, пользуется большой популярностью. Билеты на экспозицию проданы на несколько недель вперед.

 

 

Знак Hollywood

Фото: Gabriel Olsen/Getty Images

В новогоднюю ночь 2017 года знаменитая надпись Hollywood, созданная в 1923 году и ставшая фирменным знаком киноиндустрии США, была атакована. Вандал, которым, как выяснилось позднее, оказался художник Зак Фернандес под псевдонимом «Руки Иисуса», закрасил две буквы в слове. В итоге надпись поменялась на Hollyweed, что можно перевести как «святая трава». Свои действия художник объяснил. Во-первых, он захотел повторить аналогичную акцию 1976 года. Тогда буквы знака поменял Дэниэл Файнгуд. А во-вторых, Фернандес назвал акцию актом любви и мира. «2016 год был тяжелым для многих людей. Но надо расти. И 2017-й прекрасный повод для этого», — отметил художник.

 

 

«Грязный уголок» Аниша Капура

Фото: Chesnot/Getty Images

Летом 2015 года Версальские сады украсила скандальная работа Аниша Капура «Грязный уголок». Сам автор описывал ее как «вагину приходящей к власти королевы». Прятать скульптуру в дальнюю часть парка не стали, а расположили прямо на центральной аллее Версальских садов. И несмотря на скандал и даже протесты некоторых посетителей Версаля, «Грязный уголок» Капура из парка не убрали. Правда, спустя меньше месяца вандалы распылили на инсталляцию баллончик с желтой краской. Поймать злоумышленников тогда не удалось, а сотрудникам Версаля пришлось отмывать работу.

 

 

Ваза Ай Вэйвэя

Фото: Joe Raedle/Getty Images

В мае 2014 года посетитель выставки китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя в Майами разбил один из экспонатов — расписанную вазу стоимостью $1 млн. Сделал он это намеренно, а позднее объяснил причину своего поступка. Уроженец Доминиканы Максимо Каминеро заявил, что сам является художником, и своим актом хотел выразить протест музею, выставляющему только неамериканское искусство. «Мы все платим налоги. А Музей Переса потратил $200 млн общественных денег на свое строительство и выставил Вэйвэя на открытии, чтобы привлечь к себе внимание, при этом продолжая игнорировать местных художников», — отмечал Каминеро. Любопытно, что сам Ай Вэйвэй в начале девяностых прославился перформансом «Роняя вазу династии Хань», в рамках которого китайский художник разбивал древний сосуд об землю.

 

 

Статуя «Похищение Поликсены»

Фото: Alinari/Alinari Archives, Florence/Alinari via Getty Images

Знаменитая флорентийская статуя «Похищение Поликсены» итальянского скульптора Пио Феди — «любимица» вандалов. Злоумышленники нападали на произведение искусства в общей сложности трижды. В последний раз, в 2015 году, статуя лишилась пальца левой руки. Его отбили не у самой Поликсены, а у скульптурного изображения ее убитого брата Полита. Сработали вандалы быстро и тихо, а повреждение работы XIX века обнаружилось лишь день спустя. В 2013 году статуя также лишилась одного пальца, а в 2012-м вандалы отрубили ей сразу целую пятерню.

 

 

Подпись на картине Марко Ротко

Фото: AP Photo/Lefteris Pitarakis

В 2012 году нападению вандала подверглось полотно Марка Ротко «Черное на темно-красном». На картине, висевшей в галерее Тейт Модерн и оцениваемой в $100 млн, подпись оставил художник и основатель течения йеллоуизм Владимир Уманец. В правом нижнем углу полотна он написал маркером свое имя, фразу «потенциальное произведение йеллоуизма», а также цифру 12. Изданию The Guardian Уманец тогда сообщил, что его подпись сделает полотно Ротко только лучше и ценнее. А также отметил, что хотел показать разницу между искусством и желтизной, изначально планируя оставить «автограф» на картине Пабло Пикассо. За акт вандализма Уманец был осужден на два года лишения свободы. И столько же времени потребовалось полотну Ротко, чтобы вернуться на свое место в Тейт Модерн. Работы по восстановлению длились 18 месяцев, и реставраторам пришлось обновлять все слои краски.