Стиль
Впечатления «Марс-2030»: полет в космос для бизнесменов
Впечатления

«Марс-2030»: полет в космос для бизнесменов

Фото: facebook.com/mars2030
Проект «Марс-2030» предлагает бизнесменам отправиться в космос, чтобы стать еще более эффективными руководителями. Журналистов туда пустили впервые — бизнес-имитацию для топ-менеджеров, воссоздающую ситуацию космической миссии, изучила Анна Минакова.

Приглашений на какие только мероприятия в какие только пресс-туры мне ни поступало за годы работы, но на Марс меня позвали впервые. Конечно, «Марс» оказался ближе, чем можно было подумать — на территории Института медико-биологических проблем Российской академии наук, что на Хорошевском шоссе. Именно здесь в 2010-2011-х годах проходил резонансный международный эксперимент «Марс-500» под эгидой РоскосмосаРоссийской академии наук и Европейского космического агентства. Это была имитация пилотируемого полета на Марс с длительной изоляцией (экипаж из шести человек находился в закрытом пространстве наземного экспериментального комплекса 520 дней), задержками в связи с «Землей»… В рамках эксперимента исследовали разные аспекты, и, прежде всего — психологическое состояние экипажа в условиях длительной изоляции. Именно этот, психологический, аспект лег в основу нового проекта «Марс-2030».

Проект, именуемый его устроителями «интеллектуальной миссией», уже коммерческий, а аудитория его — прежде всего бизнесмены.

Как гласило приглашение, «“Марс 2030” — это бизнес-имитация для топ-менеджеров, воссоздающая ситуацию космической миссии… Вы сможете побывать на объекте, закрытом для обычных посетителей; увидеть «марсианскую поверхность», столкнетесь лицом к лицу с неизвестностью, ощутите на себе все специальные эффекты площадки, определите слабые и сильные места своего эмоционального интеллекта, а также сможете быстро и эффективно потренировать себя!».

 
Фото: пресс-служба

И все это под присмотром консультантов, которые должны провести через всю миссию и после оценить результаты участников.

Наша миссия должна была продлиться не 520 дней, а пять часов. В отличие от участников «Марс-500», от нас не требовалось специальной подготовки, справок о состоянии здоровья или владения определенными профессиями. Кроме этой скудной информации и указания, что необходимо прийти в удобной одежде, о том, чем же мы будем заниматься, мы не имели практически никакого представления. Но нас — шестерых журналистов из разных изданий — ждал подробный инструктаж. Начала вводить нас в курс дела генеральный директор организующего «Марс-2030» Международного центра «КТК» (Creative Technologies of Consulting) психолог Екатерина Стрижова. Ранее она принимала участие в работе психологов с экипажем «Марс-500», после которой ей и пришла идея адаптировать идею к бизнесу. Адаптация и ее реализация заняла около года и проводилась при поддержке ИМБП РАН: надо было придумать историю, в которую будут погружены участники, и реализовать ее технически, ведь по сути в «Марс-2030» нужно уметь играть за себя и в команде, применять всю свою интеллектуальную силу и немного физической.

 

Мы стали экспериментом и для самого «КТК», ведь нацелен проект на игру слаженной командой — обычно это работающие друг с другом люди. До нас за год работы «Марса-2030» таких команд было одиннадцать (среди них — топ-менеджеры Сколково и «Интегры», а также других компаний, преимущественно из госсектора и IT), но мы были первой командой, в которой практически никто ни с кем не был знаком. Поэтому наша игра началась с представления себя и выбора ролей. Роли были соответствующие «марсианской» экспедиции: капитан, врач, ученый, разведчик, связной и инженер.

У каждого по сценарию — свои собственные задачи и общая командная задача расследовать произошедшую с предыдущей миссией загадочную ситуацию (по сюжету экспедиция «Квант-1», работавшая на Марсе, не вышла на связь в плановый сеанс, а позднее на Землю прибыл спасательный шаттл с телами четырех участников экспедиции, судьба остальных двух неизвестна) и успешно завершить собственную миссию «Квант-2», буквально-таки спасая не только себя, но и Землю. Помогала нам в этом команда «Марс-2030», управлявшая нашим «полетом» из ЦУПа и наблюдавшая за нами.

 
Фото: пресс-служба

Заходя в имитирующий марсианскую станцию наземный экспериментальный комплекс, построенный еще в 1970-х годах и модернизированный в 2007-м году к началу проекта «Марс-500», мы лишь примерно знали собственные роли и задачи, и нас ждало немало сюрпризов. И как бы мне ни хотелось сейчас рассказать о них, я не смогу — потому что просто испорчу игру всем, кто отправится на «Марс-2030» после. Скажу лишь, что хоть сам комплекс по сравнению с какой-нибудь штаб-квартирой НАСА и напоминает скорее космическое прошлое, ты так погружаешься в этот интеллектуальный эксперимент, что перестаешь замечать и техническую подготовку твоей станции, и время (пять часов проходят незаметно), и в какой-то момент начинаешь чуть ли не верить в важность собственной миссии, чуть ли ты не на самом деле летишь на Марс.

 
Фото: пресс-служба

Как рассказывает Стрижова, такие нестандартные ситуации и задачи помогают выявить многие проблемы в жизни и бизнесе. Причем анализ этот довольно разноплановый. В слаженном коллективе выявляются проблемы организации совместной работы, часто обнаруживаются и «слепые зоны» (то, что не охватывается никем из коллектива); каждый узнает многое о себе, но и это не все. Как считают организаторы «Марс-2030», только несколько из прочих применений для бизнеса результатов проекта — оценка руководителем собственного преемника (в этом случае он ставится капитаном команды, а руководитель может наблюдать из ЦУПа за его действиями), проекция себя через преемника и анализ собственного стиля управления или сравнительный анализ работы двух разных команд из одной организации. Игра может стать и своеобразной встряской, необходимой коллективу перед тем как приступить к сложному проекту или в кризисные для нее периоды.

 
Фото: пресс-служба

Не стоит путать «Марс-2030» с квестом, это дорогостоящая бизнес-имитация, стоимость которой для команды может составить и полмиллиона рублей. Все зависит от количества игроков (стандартное число игроков — шесть, но роли могут быть адаптированы под иное количество участников) и выбранного пакета — есть опции видео- и фотосъемки, космического питания. Кроме того, надо учитывать, что в бизнес-имитации задействован весь комплекс, а команда сопровождения в разы больше команды игроков.

Результаты, как показывает практика, участников не разочаровывают. Как рассказала нам одна из «слетавших» на «Марс-2030», HR-руководитель дочернего общества крупной госкорпорации: «Я многое узнала о своих сильных и слабых сторонах в способах принятия решений, о своем поведении в условиях стресса, о том, как я воспринимаю коллег, а они — меня». Другой участник проекта, уже из IT-компании, резюмировал свой опыт так: «Прочувствовал некоторых партнеров по миссии лучше, чем за годы работы».

После игры (и все это тоже часть проекта) результаты обсуждаются сразу, и ты получаешь оценку себя, анонимно данную другими участниками команды. Еще через несколько дней — тебе звонят представители «Марс-2030» и при помощи серии связанных с игрой вопросов и ответов и последующих к ним объяснений помогают разобраться с тем, что значит произошедшее в игре с тобой. Основан анализ на принципе проекции: происходящее в игре — проекция опыта человека, отношений в команде, которые позволяют выявить сильные стороны и проблемы. Правда, Стрижова не называет это проблемами, она говорит «вызовы». Принять их ты можешь сам или записаться после игры для анализа ее результатов на индивидуальный коучинг (и такие случаи уже были, причем по опыту проекта чаще за этой помощью обращались именно капитаны).

Консультанты и психологи не предлагают тебе готовых ответов, каждый придется искать самостоятельно, как в игре, так и в реальной жизни после нее.