Стиль
Впечатления Backstage: как устроен аукцион Vladey
Впечатления

Backstage: как устроен аукцион Vladey

Фото: Александр Догаев | Пресс-служба Vladey
5 июля Vladey провел кураторские торги «Welcome to the club», на которых представил работы молодых российских художников. Проникнув на место действия, «РБК Стиль» узнал, что об аукционе думают его участники, и увидел то, что обычно остается за кадром.

Винзавод. 5 июля 2016 года, 20:00. Торги во Vladey Space начнутся через 30 минут, а пока в образцовом галерейном пространстве — белые стены, серый пол, приглушенный свет и отдельные яркие лучи, направленные прицельно на полсотни выставленных перед аукционом работ — почти никого нет. Тишина.

Вдруг по бетонному полу, отдаваясь гулким эхом, застучали каблуки: «У нас сегодня будет два секретных лота, — ко мне подходит директор по коммуникациям Vladey Анна Гвасалия, — в каталоге и на сайте мы их не анонсировали, работы вынесут только на самом аукционе. Надеюсь, нас за них не посадят».

Посадят? — Нет, об этом явно не волнуется создатель и владелец аукционного дома Vladey Владимир Овчаренко: пока я пытаюсь выяснить у Анны, что же это будут за лоты (безуспешно), фотограф начинает щелкать затвором и делать его портреты. Воодушевленный перед торгами, Владимир стремительно меняет позы: с аукционным молотком, зажатым в зубах, — раз. С аукционным молотком в роли курительной трубки — два. С аукционным молотком в петлице пиджака идеального костюма — три. С серьезным лицом и проникновенным взглядом в камеру — четыре. Все, снято!

 

 

В дверях Vladey Space появляется сын Владимира Михаил Овчаренко, куратор аукциона и выставки, который занимался отбором работ для «Welcome to the club»: «В торгах участвуют художники от 22 до 38 лет, — рассказывает он. — Мы представляем тех, кто станет лицом современного российского искусства в ближайшие годы. Выставляем и фигуративную живопись, которую традиционно больше всего покупают, и абстрактную, которую берут меньше. Есть кинетическая инсталляция и даже видеоарт — они коммерчески менее успешны, но нам было интересно показать широкий спектр техник и составить полное представление о том, что происходит сейчас в молодом искусстве».

 
Михаил Овчаренко
Михаил Овчаренко

Вычислять будущих звезд Михаилу не впервой: аукционным домом Vladey, специализирующимся на современном российском искусстве, он занимается с его запуска в 2013 году вместе с отцом. С недавних пор в его ведение Владимир передал и расположенную здесь же на Винзаводе галерею Regina, которой раньше занимался сам — за 25 лет работы она стала одним из главных игроков российской арт-сцены с сильнейшим набором представленных художников.

 

 

Одна из них — двадцатидвухлетняя Таня Пеникер. В первый раз на Vladey ее работы появились пять лет назад, это было время головокружительного старта художницы: девушка тогда с ходу сделала персональную выставку, начала сотрудничать с Regina, и появилась сразу в десятке съемок для глянца — сказалось модельное прошлое.

 
Художница Таня Пеникер на фоне своей графической работы «Третья мировая войнушка»
Художница Таня Пеникер на фоне своей графической работы «Третья мировая войнушка»

Несмотря на то, что Таня и сейчас самая молодая из представленных художников, на этих торгах эстимейт, то есть предположительная цена продажи ее работы, — среди самых высоких. Графический лист «Третья мировая войнушка» был оценен в €3-5 тыс.: «Первые две мировые войны представляются мне масштабными битвами за недостижимые идеалы и великие идеи, — рассказывает художница о смысле произведения, — и даже если в реальности все было не так, как описано в книгах или душераздирающих фильмах, то для меня, человека, выросшего именно на этих свидетельствах, это все равно события, из ряда вон выходящие, дикие, бесспорно серьезные. Вот «войнушка» — совсем другое дело: это цирк и фарс, в состоянии которого мы живем». Рассказывает Таня и о самом аукционе: «Участие в торгах – хорошая возможность показать свое искусство широкой аудитории: на предаукционную выставку приходит и молодежь, и коллекционеры. Помимо этого, в торгах мне нравится элемент открытости — цену на искусство видят все, никто ни от кого ничего не скрывает. Во-вторых, нравится элемент борьбы, ажиотажа и азарта — ведь всегда особенно ценна та вещь, которая досталась тебе не просто так, та, за которую ты боролся».

Прошло полчаса, борьба, о которой говорила Таня, вот-вот начнется. За столами при входе двадцатилетние сотрудницы Vladey — каблуки, платья и легкая напряженность в лице от осознания важности возложенной на них задачи прилагаются — раздают собирающимся участникам таблички с номерами. Получив их, подчеркнуто спокойные будущие покупатели проходят к красной ленточке, разделяющей зал пополам. Заветную границу охраняют еще две девушки — они молча расступаются, завидя приближающегося гостя с табличкой, и пропускают его к стульям. По другую сторону ленты — стоячие места для непокупающих: праздно интересующихся и художников, чьи работы представлены на торгах.

 

 

«Фотографировать сидящую публику спереди, чтобы были видны лица, нельзя, — предупреждает фотографа Анна, — по правилам аукциона мы должны сохранять анонимность покупателей». Раз публика предпочитает сохранить инкогнито, можно только отметить, что людей с табличками — человек тридцать, столько же наблюдает за происходящим из-за ленты. Средний возраст покупателей современного искусства — 35-40 лет, и большинство из них — мужчины. Коктейльные платья и каблуки на Vladey не в чести — виднеется всего пара — и, судя по всему, люди на торги приходят все-таки не поторговать лицом, а по делу — купить искусство.

«Добро пожаловать на первые в российской истории торги с возможностью онлайн-участия из любой точки мира, — все расселись и Владимир Овчаренко начинает аукцион, — мы проводим онлайн-трансляцию и делать ставки теперь можно не только из зала и по телефону, но и в интернете в режиме реального времени. Мы отобрали шедевры, за которые нам не будет стыдно и которые будут доставлять вам радость. Лот номер один — работа Ольги Кройтор. Мы решили порадовать вас и на первые три лота сделать стартовую цену в €100. Итак, Ольга Кройтор, кто делает первую ставку?»

 
Марианна Гогова
Марианна Гогова

Табличку поднимает Марианна Гогова, владелица галереи Artwin, которая и представляет Кройтор. Есть у нее и конкуренты, цена поднимается — €200, €300, €400 — ставки делают и в сети. «€1400, продано онлайн!», следом громкий, сухой и быстрый стук — это Владимир Овчаренко наконец-то использует аукционный молоток по прямому назначению.

«Валерий Чтак. Стартовая цена — тоже €100», — за этот лот табличку поднимает Михаил Овчаренко, он торгуется, руководствуясь предзаказами: некоторые коллекционеры предпочитают сами не участвовать в торгах, а оставлять заявки на произведения и указывать цену, до которой от их имени может поднимать ставку аукционист или его помощник.

Еще несколько работ — бах, бах, бах, «продано», «продано», «продано» — и дело доходит до секретного лота. Две девушки в белых перчатках выносят фотографию почти метровой ширины. Это работа Нигины Бероевой «Угроза», на ней — Павленский с канистрой, стоящий на фоне горящей двери здания на Лубянке. Стартовая цена — €1 тыс.

 
Фото: Александр Догаев | Пресс-служба Vladey

Таблички начинают взлетать в воздух, кто-то ставит и по телефону, и в результате «Угроза» отправляется к новому владельцу за €4 тыс. — недорого, в общем-то, за обладание работой, связанной с перформансом, вошедшим в историю. А вот второй секретный лот — фотография авторства Pussy Riot, на которой Толоконникова, облаченная в форму, эротично выгибается на столе перед портретом Путина — энтузиазма ни у кого не вызвал. Но не пропадать же добру — за стартовую цену в €2 тыс. работу сам у себя купил Владимир Овчаренко.

 
Фото: Александр Догаев | Пресс-служба Vladey

Лоты идут один за одним: скульптура известной за рубежом российской арт-группы Recycle, коллаж участницы Венецианской биеннале 2009 года Анны Паркиной, живопись дуэта CrocodilePower — на каждый уходит меньше минуты: объявление, несколько ставок, выжидательная пауза аукциониста и напряженное внимание в зале... удар, «продано!»: кто-то из тех, кто делал ставки, но проиграл, сокрушенно качает головой.

 
Владимир Потапов
Владимир Потапов

Подходит очередь живописи Владимира Потапова. До торгов мы успели поговорить с художником: «Обычно я на аукционы, где представлены мои произведения, не хожу. Сегодня — первый раз. Никаких особых примет «что сделать, чтобы продалось» у меня нет. До этого мои работы всегда находили покупателей, а если сегодня что-то пойдет не так — буду знать, что интервью перед аукционом давать не надо», — смеется он. Оля Кройтор с Владимиром не согласна: «Ходить на свои аукционы — плохая примета», — говорит она мне накануне по телефону. Но, видимо, работает она не всегда — за произведение Владимира в зале разворачивается нешуточная борьба и в результате оно уходит за €12 тыс. Владимир Потапов вечером пишет мне на Facebook: «Моя работа, видимо, благодаря вашему интервью, оказалась самой дорогой на аукционе. Спасибо».

После напряженных торгов за Потапова уровень азарта в зале нарастает. Даже мне хочется перестать строчить заметки, взять в руки табличку и начать ей размахивать по поводу каждого лота просто из чувства конкуренции. Пика это желание достигает, когда объявляются торги за видеоработу «Agon» лауреата премии Кандинского Саши Пироговой. Владимир Овчаренко сообщает, что сам аукцион выкупает ее по стартовой цене и передает в коллекцию Мультимедиа Арт Музея. «Но если зал хочет — еще есть шанс унести ее к себе домой», говорит Владимир, но желающих перейти дорогу всесильному директору МАММ Ольге Свибловой не находится.

После Пироговой накал постепенно спадает. Еще 18 лотов — опять почти всегда: «продано, продано, продано» — и все. Правда, последняя работа — графика Алисы Йоффе — не находит владельца: аукцион завершается без удара молотка. Зрители и участники постепенно расходятся, а члены команды Vladey поздравляют друг друга с успешным завершением торгов. Мимо проходит довольная Таня Пеникер: ее работа превысила эстимейт и ушла за €6 тыс.

 
Таня Пеникер с другими участниками торгов
Таня Пеникер с другими участниками торгов

Небольшие произведения новые владельцы сразу же уносят с собой, но вот с инсталляцией «Жопа слона» группы ЕлиКука так не поступишь, она больше метра в высоту и ширину, неподъемная и мягкая. Обзавестись произведением спонтанно решил коллекционер Денис Химиляйне: «Если цена €100, то почему и не купить, пусть даже и «Жопу слона», — говорит он.

В коллекции Дениса, собранной в основном на Vladey, есть и живопись, и скульптура, и инсталляция. Его собрание — отражение принципа отбора произведений на аукцион: «Мы ориентируемся на разных покупателей. И чтобы им было из чего выбрать, на торгах должны быть разные работы, должен быть мультифрукт», — говорит Михаил Овчаренко.

Рано с утра 6 июля мне на почту приходят официальные результаты аукциона. Традиционно на Vladey уходит больше 70% лотов, но этот раз все прошло еще успешнее: на торгах продали 86% лотов на общую сумму €131 тыс.

Мультифруктовая политика дает свои плоды.